Как проверить генератор ваз 2114

Как проверить генератор на автомобиле ВАЗ 2114

ВАЗ 2114 комплектуется электрогенератором 94.3701, который устанавливается на инжекторные силовые агрегаты с впрыском для современных автомобилей серии «Самара» и «Самара 2». Это агрегат с переменным током, в три фазы, правого вращения (проекция от привода), у него встроен выпрямительный блок и имеется регулятор напряжения.

Конструкция и особенности в использовании генератора ВАЗ 2114

Автомобильный электрогенератор — это синхронная, трехфазная электрическая машина переменного тока с электромагнитным возбуждением. Она преобразует механическую энергию работающей автомобильной силовой установки в электрическую, необходимую для функционирования электронных систем и других приборов и оборудования, которые потребляют электроэнергию при запущенном двигателе. Для этого превращения используется вращающееся магнитное поле.

Главные рабочие части автомобильного генератора это:

  • ротор — подвижная часть устройства
  • статор — неподвижная часть электрической машины

Статор собран из кусков листового железа, которые изолированы друг от друга. Внутри статора в пазах уложена якорная обмотка генератора.

Сердечник ротора вытачивают из сплошного куска электромеханической стали. Полюсные наконечники собирают из стали листовой. На полюсах усаживаются катушки возбуждения, которые запитываются от внешнего источника постоянного тока.

Для защиты от внешнего воздействия имеется корпус. В него заключены главные рабочие части автомобильного электроагрегата. Имеются:

  • подшипники — на них вращается ротор;
  • крыльчатка;
  • диодный мост;
  • реле регулятор;
  • шкив — это привод, на него одевается ремень.

Передняя и задняя крышки генератора, представляющие из себя его корпус, прочно скреплены со стартером болтами, обеспечивая его неподвижность. Подшипник задний прочно одет на вал ротора и прикрывается втулкой. Подшипник передний впрессован в переднюю крышку электроагрегата и заменить его можно только вместе с ней. Сам вал вращается на подшипниках, смазка в них, набитая на заводе, не меняется.

Обмотка в пазах статора, собрана по схеме «звезда». Причем провода выведены в общую точку.

С другой стороны фазные провода соединяются с диодным мостом. В нем имеется шесть штук диодов изготовленных из кремния, еще их называют «вентили». Всего их три положительных и три отрицательных. Они по принадлежности к полюсам впрессованы в алюминиевые пластинки, имеющие форму в виде подковы. Там же на пластинке поставлены еще три штуки диода. Обмотка возбуждения при запуске силовой установки запитывается через них. Диодный мост закрепляется на задней крышке. Там же имеется конденсатор защищающий от резких скачков.

На приборной панеле имеется контрольная лампочка, которая загорается при включенном зажигании. В этот момент напряжение через лампочку подводится от аккумулятора к обмотке возбуждения. После включения силовой установки обмотка питается от дополнительных диодов и лампочка должна погаснуть. Если после запуска этого не происходит и лампочка продолжает светиться, а значит не работает генератор ВАЗ 2114.

Значок аккумулятора на приборной панели

Особенности использования агрегата 94.3701 на ВАЗ 2114

  1. Нельзя допускать, чтобы электроагрегат работал с отключенным аккумулятором. Это вызывает всплески напряжения с возможным повреждением элементов генератора и автомобильных систем.
  2. Следить за тем, чтобы плюс аккумулятора всегда был подсоединен к зажиму электроагрегата, а минус — на массу. Если перепутать контакты, то через диоды пойдет более сильный ток и они получат пробой.
  3. Ни в коем случае нельзя пробовать автомобильный электроагрегат на «искру», мгновенно ломаются диоды из-за скачка электричества. Проверять надо только с помощью специальных измерителей или на стенде.
  4. Вентили нельзя контролировать напряжением больше 12 В или с помощью мегомметра, это может привести к короткому замыканию.
  5. Электропроводку автомобиля проверять мегомметром или напряжением больше 12 В надо только с отключенным электроагрегатом.
  6. В случае необходимости электросварки узлов или деталей кузова требуется в обязательном порядке открепить провода от всех клемм и узлов подключения электрогенератора и аккумулятора.

Проверка генератора ВАЗ 2114 и характерные неисправности

Перед тем как проверить генератор на ваз 2114 нужно узнать, какие неисправности могут обнаруживаться при испытаниях и каким образом эти поломки проявляются.

Поломки проявляющиеся в рабочем режиме

  1. При включенном зажигании не загорается лампочка на приборной панели и не работают основные приборы.
  2. Лампочка контроля не высветилась после поворота ключа зажигания и не светится после запуска. Аккумулятор разряжен.
  3. При работающей машине лампочка светится ярко или слабо. Аккумулятор разряжен.
  4. Лампочка при работающем автомобиле светится ярко. Аккумулятор перезаряжен.
  5. Повышенный уровень шума при работе электрогенератора.

Проверка генератора ВАЗ 2114 при запущенном двигателе на автомобиле

Готовясь к проверке агрегата надо купить специальный измерительный прибор для контроля автомобильной электрической сети. Порядок действий при контроле следующий:

  • вставить ключ зажигания, повернуть его и проверить, что все контрольные лампы горят в полную силу;
  • запустить двигатель — контрольная лампа должна погаснуть, если она светится ярко или не в полную силу, следовательно есть неполадки в генераторной цепи;
  • когда двигатель прогреется до рабочей температуры включить все электроприборы , для создания максимальной нагрузки;
  • чтобы подключить измеритель в режиме вольтметра, прочитать в руководстве по эксплуатации какое напряжение должен выдавать генератор ВАЗ 2114 при максимальной нагрузке бортовой сети;
  • установить 3500 оборотов в минуту;
  • подключить измеритель к аккумулятору и проверить напряжение, если на приборе меньше 13 вольт значит аккумулятор разряжен и требуется искать поломку. Это может оказаться плохо натянутый ремень, отказ в регуляторе, выработанные щетки и окислившиеся контакты;
  • выключить по максимуму все приборы и узнать сколько вольт должен выдавать генератор ВАЗ 2114 в этом режиме. С выключенными потребителями при замере пробником аккумулятора должно быть не меньше 14,7 вольт, если намного больше, то надо менять регулятор на агрегате;
  • не выключая машину послушать насколько шумит генератор ВАЗ 2114, если уровень шума повышенный, значит сломались подшипники. Одна из причин — перетянутый ремень привода;
  • выключить машину, дать остыть и проверить как натянут ремень, нажав на него пальцем, прогиб — один, максимум полтора сантиметра.

Проверка элементов агрегата и его обслуживание

Глубокий инструментальный контроль генератора ВАЗ 2114 включает в себя диагностику диодного моста, регулятора, обмоток статора и ротора с применением пробника (это лампочка 12 В с мощностью 3 Вт):

  • применяемые диоды с односторонней проходимостью, лампа загораться не должна, если она светится, значит диод поломан;
  • когда проверяется регулятор, пробник, подключенный к щеткам в случае повышения до 16 вольт должен погаснуть, если она продолжает светиться или наоборот не светится ни при каком напряжении, значит это говорит о неисправности регулятора;
  • контролируя обмотки ищут короткое замыкание или его отсутствие. Если замыкание обнаружено статор надо поменять.

Для того, чтобы быть уверенным в работоспособности своего генератора надо каждые 10 тысяч километров его проверять, а между проверками регулярно обслуживать, то есть:

  • следить за чистотой поверхностей;
  • проверять крепления генератора к двигателю и надежность закрепления всех клеммных соединений с проводами;
  • проверять натяжение и состояние ремня;
  • проверять состояние подшипников на слух и при вращении шкива со снятым ремнем.

В качестве рекомендации опытные водители советуют тем, кто постоянно ездит на дальние расстояния, иметь в багажнике среди аварийного запаса приводной ремень генератора. А самому водителю пройти мастер-класс по его замене. Порыв ремня — это распространенная неисправность и случается она по закону дороги в безлюдной местности. К сожалению, без ремня машина двигаться не может. Так что запас окажется нелишним.

Проверяем генератор ВАЗ-2114: диодный мост и проверка щёток мультиметром

Многие автомобилисты сталкивались с тем, что напряжение в бортовой сети автомобиля ВАЗ-2114 падало. Это связано с тем, что появлялись неисправности в генераторе. Непосредственными причинами могут стать щетки и диодный мост . Конечно, ремонт данного узла, обычно, дорогостоящий и автолюбитель старается или своими силами отремонтировать деталь или купить поддержанную. Не факт, что второй вариант долго прослужит, поэтому рекомендуется отремонтировать родной, который наверняка прослужит дольше.

Видео ниже расскажет о проверке работы генератора на ВАЗ-2114 (+ его переборка):

Видеоматериал расскажет об устройстве генератора, а также поведает о ремонте, нюансах и мелочах процесса

Устройство генератора на ВАЗ-2114

Прежде чем приступить непосредственно к проведению ремонтных операций с генератором, необходимо знать устройство данной запасной части.

Маркируется генератор для автомобилей ВАЗ 2113-2115 как 37.3701 , и подходит не только это семейство, а еще и на машины семейства ГАЗ. Итак, рассмотрим, с каких деталей устроен этот узел.

Устройство генератора ВАЗ

Генератор 37.3701: 1 – крышка со стороны контактных колец; 2 – выпрямительный блок; 3 – вентиль выпрямительного блока; 4 – винт крепления выпрямительного блока; 5 – контактное кольцо; 6 – задний шарикоподшипник; 7 – конденсатор; 8 – вал ротора; 9 – вывод «30» генератора; 10 – вывод «61» генератора; 11 – регулятор напряжения; 12 – вывод «В» регулятора напряжения; 13 – щетка; 14 – шпилька крепления генератора к натяжной планке; 15 – шкив с вентилятором; 16 – полюсный наконечник ротора; 17 – дистанционная втулка; 18 – передний шарикоподшипник; 19 – крышка со стороны привода; 20 – обмотка ротора; 21 – статор; 22 – обмотка статора; 23 – полюсный наконечник ротора; 24 – буферная втулка; 25 – втулка; 26 – поджимная втулка

Демонтаж генератора

Для того, чтобы демонтировать генератор необходимо знать его месторасположение. На схеме ниже расписано не только устройство крепления, но и вспомогательные детали крепления.

Схема расположения генератора и дополнительных узлов

Снятие генератора: 1 – натяжная планка; 2 – генератор; 3 – кронштейн крепления генератора; 4 – ремень привода генератора; 5 – шкив привода генератора

Читайте также  Ниссан альмера сколько литров бак

Наглядное расположение генератора на двигателе

Также, перед тем как снять генератор, стоит понимать схему подключения детали к остальным узлам электроцепи:

Схема соединений системы генератора 37.3701: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – монтажный блок; 4 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов; 5 – выключатель зажигания

Теперь, когда основные схемы рассмотрены, можно перейти непосредственно к поэтапному процессу демонтажа генератора с автомобиля. Прежде всего, понадобится инструментарий, а именно: ключи на 8, 10 и 13; отвертка с плоским концом. Итак, приступаем к процессу:

    Отсоединяем плюсовой провод питания генератора.

Откручиваем провода питания генератора

Откручиваем нижнюю гайку крепления генератора

Откручиваем верхнюю гайку крепления генератора

Выкручиваем натяжной болт

Вынимаем прижимную планку

Снимаем генератор с автомобиля

Теперь, когда узел демонтирован, можно приступить к его проверке.

Проверка генератора

Существует два способа точной проверки генератора: на стенде и при помощи осциллографа. Стоит рассмотреть оба способа с применение наглядных схем.

Стенд

Специальный проверочный стенд оборудован вольтомметром и амперметром, которые выводят показатели работы в искусственно созданной бортовой сети. Также, имеется дополнительный мотор, который при помощи ремня приводит в действие сам генератор. Итак, стоит наглядно посмотреть, как выглядит этот стенд:

Проверка генератора при помощи стенда

Схема соединений для проверки генератора на стенде: 1 – контрольная лампа 12 В, 3 Вт; 2 – генератор; 3 – вольтметр; 4 – реостат; 5 – амперметр; 6 – выключатель; 7 – аккумуляторная батарея

Теперь установленный генератор можно включить, предварительно выставив на реостате выходящее напряжение в 13В. При этом частота вращения ротора должна достигать 5000 оборотов в минуту. Стенд должен поработать 10-12 минут, а затем необходимо замерить силу тока, которая отдается. Если она будет меньше 55А, то генератор неисправен и требует ремонта.

Осциллограф

Осциллограф покажет сразу неисправность генератора, поэтому диагностика через него считается более точной. Рассмотрим, принцип проверки:

Схема подключения генератора к осциллографу для проверки

Схема соединений для проверки генератора осциллографом: 1 – выключатель; 2 – генератор; 3 – вольтметр; 4 – реостат; 5 – амперметр; 6 – выключатель; 7 – аккумуляторная батарея

Процесс разборки

Защёлки защитной крышки отмечены стрелочками

Рассмотрим, из каких деталей состоит генератор в целом. Это нужно для того, чтобы понимать, как проходит непосредственно процесс.

Схема разборки генератора

Детали генератора 37.3701: 1 – конденсатор; 2 – регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем; 3 – колодка вывода дополнительных диодов; 4 – изолирующие втулки; 5 – выпрямительный блок; 6 – контактный болт; 7 – статор; 8 – ротор; 9 – дистанционная втулка; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – шкив; 13 – наружная шайба крепления подшипника; 14 – стяжной болт; 15 – передний шарикоподшипник ротора; 16 – втулка; 17 – крышка со стороны контактных колец; 18 – буферная втулка; 19 – поджимная втулка.

Составные части генератора ВАЗ-2114

Признаки неисправности диодного моста: диагностика

Диодный мост на генераторе

Неполадки генератора напрямую зависят от исправности диодного моста. Проверить исправность этого узла можно тремя способами:

  1. При помощи подключения к нему контрольно-измерительной лампочки с силой тока 12В.
  2. Визуальное исследование выпрямителя, на наличие обрыва контактных проводов.
  3. Диагностические операции при помощи мультиметра.

Причин выхода из строя этого узла может быть две:

  • Прошел полный ресурс использования.
  • Попадания сторонних элементов в генератор (воды, грязи и другого), что послужило замыканием и выходом из строя элемента.

Рассмотрим более детально процесс диагностики диодного моста.

Диагностика при помощи контрольной лампы

Схема диагностики диодного моста при помощи контрольной лампы

Для диагностики потребуется АКБ и контрольная лампа. Итак, необходимо подключить пластину выпрямителя к «клемме-минус». Далее, контрольно-измерительную лампу проводом «плюс» подключаем к АКБ, а «минусом» к дополнительным диодам. «Клемму-плюс» подключаем к болту, который находится возле обмотки статора выпрямителя. Если лампа загорелась, то узел неисправен.

Обследование выпрямителя

Процесс проверки выпрямителя

Для совершения и этой диагностики, также потребуется АКБ. Подсоединяем контрольно-измерительную лампу проводом «минус» к «клемме-плюс» АКБ. Затем, «плюс» лампы к АКБ «минус». «Клемму-плюс» подключаем к болту, который находится возле обмотки статора выпрямителя. Если лампа загорелась, то узел неисправен.

Диагностика с помощью мультиметра

Проверка диодного моста при помощи тестера

Снимаем выпрямитель с корпуса. Устанавливаем на мультиметре режим «прозвона». Теперь, по очереди необходимо замыкать электроды прибора на диодах. Если он издает «писк», то выпрямитель рабочий, если нет, то деталь — «мертвая» и требует замены.

Признаки неисправности щеток

Если посмотреть на щетки, то их поверхность будет стертая, а контрольные проводки подачи питания разорваны. Это и есть основной признак неисправности, который может служить тому, что пришла естественная их амортизация. Признаков того, что они вышли из строя бывает несколько:

  • Падение напряжение в бортовой сети на холостых оборотах.
  • В сумрачное или ночное время суток наружное освещение (свет фар) тускнеет.
  • Нет зарядки АКБ.

Выбор генератора

Если осуществить ремонт старого генератора не представляется возможным, то потребуется его замена. О том, какой выбрать, мы уже писали в материале: «Выбираем какой генератор лучше поставить на ВАЗ-2114«.

Выводы

Для проверки генератора на автомобиле ВАЗ-2114, а именно щеток и диодного моста необходимо провести демонтаж и разборку узла. Данный процесс достаточно длительный и требует некоторых знаний. Не все даже опытные автомобилисты способны проделать данную операцию самостоятельно. Поэтому, если автолюбитель не уверен в том, что он самостоятельно способен отремонтировать генератор рекомендуется обратиться в автосервис.

Проверяем работу генератора на ВАЗ 2114: сколько вольт (V) выдает

Назначение генератора ВАЗ 2114 – преобразование энергии, вырабатываемой силовым агрегатом автомобиля, в электроэнергию, которая используется для питания потребляющих электричество систем и оборудования ВАЗ 2114.

Из данной статьи вы узнаете, какой конструкцией обладает, по какому принципу работает и какое напряжение должен выдавать генератор ВАЗ 2114. Также будут разобраны основные виды неполадок генератора и методы их устранения.

Генераторная установка

КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИП РАБОТЫ УСТРОЙСТВА

Преобразование энергии из одного вида в другой выполняется по принципу магнитного поля. Конструкция узла состоит из двух основных рабочих элементов – ротора и статора.

Статор – представляет собою полое кольцо, состоящее из отдельных стальных частей, каждая из которых изолирована от обмотки. Внутри пазов статора размещена обмотка, выполненная из достаточно толстой медной проволоки. Статор является неподвижным элементом конструкции генератора.

Ротор – подвижный элемент конструкции. Он обладает монолитным стальным сердечником, на краях которого размещены стальные наконечники, собранные из тонкого листового металла. На наконечниках находятся катушки возбуждения, к которым подведено внешнее питание.

Ротор и статор спрятаны в металлическом корпусе, в котором также размещены подшипники, на них происходит вращение ротора, регулятор напряжения, диодный мост, крыльчатка и шкив. Шкив является приводом устройства, он выполнен в виде паза, на котором закрепляется ремень. С помощью ремня на генератор передается механическая энергия, вырабатываемая двигателем четырнадцатой.

Корпус устройства – сборный, состоит из передней и задней части, которые соединяются друг с другом посредством болтов. Также болтами на внутренней поверхности корпуса неподвижно зафиксирован статор. Электрогенератор обладает двумя подшипниками – передним и задним: задний подшипник размещен на валу ротора, передний – запрессован в корпус устройства. Отдельная замена переднего подшипника, в случае его поломки, невозможна, нужно будет менять соответствующую часть корпуса целиком.

Устройство генератора

НЮАНСЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГЕНЕРАТОРА ВАЗ 2114

Генератор – достаточно выносливое устройство, которое, если соблюдаются все правила его использования, способно без поломок прослужить не один год.

Рассмотрим основные особенности эксплуатации генератора ВАЗ 2114:

  1. Внимательно следите за тем, чтобы генератор никогда не работал при отключенном АКБ. При функционировании устройства без аккумулятора будут происходить постоянные всплески напряжения в бортовой электросети четырнадцатой, что может стать причиной выхода из строя потребляющих электричество устройств и систем, а также перегрева самого генератора;
  2. При сварочных работах на кузове автомобиля необходимо отключать все провода, идущие к АКБ и генератору;
  3. Следите за правильностью подключения устройства к аккумулятору: минус АКБ должен уходить на массу, а плюс – на зажим генератора. Даже кратковременная работа узла при неправильном подключении грозит поломкой оборудования, поскольку из-за скачка напряжения тут же пробьются диоды;
  4. Проверка генератора ВАЗ 2114 должна выполнятся в полном соответствии с приведенной в статье методикой: не занимайтесь самодеятельностью – никогда не пытайтесь проверить “искру” генератора, поскольку это чревато поломкой диодов.

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГЕНЕРАТОРА

Проверка генератора ВАЗ 2114 должна выполняться с периодичностью раз в пол года, даже если само устройство работает в нормальном режиме.

В случае поломки узла под удар попадают все потребляющие электричество системы: если генератор выдает заряд недостаточной мощности, то АКБ просто разрядится и машина встанет, однако если он выдает чрезмерное напряжение, то могут возникнуть серьезные проблемы с проводкой и электрооборудованием четырнадцатой.

Первые весточки неисправности, при обнаружении которых необходимо проверить генератор на ВАЗ 2114:

  • Лампочка АКБ на панели приборов светится чрезмерно ярко даже когда запущен двигатель, это свидетельствует о том, что АКБ перезаряжен;
  • Лампочка АКБ не горит после активации зажигания, не включаются поворотники, дворники и аналогичные приборы – на АКБ не поступает зарядка, так как не работает генератор;
  • Сильно шумит генератор

Шум свидетельствует о том, что износились подшипники. Изнашивается, как правило, чаще всего передний. Ездить с такой проблемой нельзя, поскольку подшипник может заклинить, что приведет к повреждениям ротора и статора, после чего все устройство станет неремонтопригодным

Теперь разберемся, как проверить генератор. Для этого нам потребуется мультиметр, приобрести его можно в любом автомагазине за 400-600 рублей. Проверка выполняется по следующему алгоритму (методика может использоваться на ВАЗ 2113 и на ВАЗ 2115):

Читайте также  Как проверить расходомер воздуха

  1. Включаем зажигание. Смотрим, чтобы горели все лампочки приборной панели;
  2. Заводим четырнадцатую. Лампочка АКБ на приборной панели, если устройство работает исправно, должна потухнуть;
  3. Прогреваем мотор до рабочей температуры (90 °С). Теперь необходимо создать максимальную нагрузку на электросеть автомобиля, для этого вам потребуется включить все потребляющие электроэнергию приборы – магнитолу, дальний свет, печку, прикуриватель, обогрев стекла;
  4. Мультиметр устанавливаем в режим вольтметра. Тут нам потребуется помощник, который сядет за водительское кресло и будет поддерживать обороты мотора на уровне 3200-3500 об/мин;
  5. Щупы мультиметра подключаем к аккумулятору. Во время наибольшей нагрузки на бортовую электросеть генератор должен выдавать напряжение не меньше тринадцати Вольт. Если мультиметр демонстрирует показатель меньше требуемого, значит, что по причине неисправности генератор на ВАЗ 2114 выдает низкое напряжение;
  6. Далее выключаем все потребители энергии и проверяем электроприбор при минимальной нагрузке. Делаем то же самое – снимаем замер при работе двигателя на 3200-3500 об/мин. Сейчас мультиметр должен показывать не менее чем 14.7 Вольт.

Проверка мультиметром

Зная, сколько вольт должен выдавать генератор на ВАЗ 2114, после обнаружения несоответствий необходимо приступать к поиску неисправностей и, при надобности, ремонту либо замене устройства.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ

Если в режиме максимальной нагрузки генератор выдает 12 Вольт на ВАЗ 2114 (очень низкий показатель, свидетельствующий о поломке агрегата),необходимо искать причины его неисправности. Это может быть:

  • Ослабленное натяжение ремня;
  • Вышедшая из строя цепь генератора – окислилась масса либо перетерлась проводка;
  • Неисправный регулятор напряжения;
  • Износ или повреждение щеток;
  • Износ подшипников;
  • Перегорел предохранитель.

Чтобы поднять напряжение генератора на ВАЗ 2114 необходимо выявить точную причину, из-за которой устройство функционирует неправильно.

Для начала проверьте натяжение ремня – при умеренно сильном нажатии пальцем ремень не должен продавливаться больше чем на один сантиметр. Целостность наружной проводки и окисление массы проверяется визуальным осмотром.

Далее проверяем регулятор напряжения, делается это мультиметром. Подключаем устройство к выходам генератора. При заведенной четырнадцатой тестер должен показывать напряжение 14-14.2 Вольта. Теперь помощнику нужно надавить на акселератор, если при наборе оборотов напряжение изменилось больше чем на 0.5 Вольт, значит регулятор функционирует неправильно.

Теперь нужно проверить диоды. Переводим тестер в режим прозвона и поочередно замыкаем щупы мультиметра на каждом из диодов. Тестер должен издавать звуковой сигнал только при проверке по одному из направлений, если тестер пищит на каждом направлении – диод пробит.

Следите за исправностью работы генераторной установки!

Ремонт генератора ВАЗ 2114 в гаражных условиях: в помощь автовладельцам

Источников питания боровой сети в современных автомобилях два: аккумуляторная батарея и генератор. В статье рассматривается генератор для автомобиля ВАЗ 2114: основные причины неисправностей, их диагностика и инструкция по ремонту, прилагаются фото и видео материалы.

Генератор – это трехфазная электрическая машина, вырабатывающая переменный ток. Встроенный внутри агрегата выпрямительный блок должен преобразовывать переменный ток в постоянный.

В составе генератора идет:

  • ротор;
  • статор;
  • крышки из алюминиевого сплава и подшипниками;
  • диодный блок;
  • щетки, узел которых совмещен с трехуровневым регулятором напряжения.

Устройство генератора ВАЗ 2114

Приводится в действие агрегат при работе мотора с помощью клинового ремня, надетого на шкив коленчатого вала.

Причины неисправности

Фото генератора ВАЗ 2114

  • агрегат дает слишком низкое напряжение;
  • установка греется;
  • нет напряжения заряда аккумуляторной батареи;
  • напряжение заряда превышает необходимые показатели.

Механическая поломка дает повышенные шумы в агрегате при работе двигателя. Причиной появления шумов может быть износ подшипников. Сначала изнашиваются подшипники в передней крышке. На них идет повышенная нагрузка, поэтому они изнашиваются быстрее и могут выйти из строя.

Диагностика

Для проверки генератор можно не снимать. Проверку проводят с помощью тестера. Можно воспользоваться дешевым китайским тестером. Два щупа измерительного прибора нужно подключить к клеммам аккумулятора и проверить напряжение.

Анализ значений напряжения дает возможность судить об исправности генераторной установки. Какое выдает генераторное устройство напряжение, можно узнать из мануала.

Место расположения агрегата

Признаки неисправности устройства:

  • постоянно горит контрольная лампочка зарядки или мигает при работе двигателя;
  • аккумулятор либо не разряжается до конца, либо получает повышенный заряд;
  • недостаточно хорошо светят фары при работающем двигателе, плохая работа других потребителей электроэнергии;
  • слишком большая яркость фар, закипает электролит в аккумуляторной батарее;
  • греется при большом напряжении;
  • повышенные шумы во время работы двигателя со стороны генератора.

Возможны проблемы в щеточном узле, которые могут быть связаны с неисправностью щеток, их размером или с неполадками в трехуровневом регуляторе. Проверить размер и исправность щеток без снятия генератора невозможно. Но поменять щетки можно.

Признаки изношенности щеток:

  • нет зарядки аккумулятора;
  • скачет напряжение при зарядке;
  • бортовое напряжение в сети ниже нормы.

Если щетки имеют длину меньше 0,5 см, то есть не соответствуют нужному размеру, их нужно заменить. Проверяется состояние щеток, как щетки перемещаются в пазах. После замены щеток, генератор восстанавливает свою работу через несколько минут, когда притрутся контактные кольца и щетки.

Трехуровневый регулятор напряжения

Вместе с держателями щеток следует проверить трехуровневый регулятор. При исправном регуляторе напряжение должно составлять 14,7 В. Если напряжение меньше 13 В, регулятор нужно менять на новый, так как он поддерживает необходимое напряжение для приборов в бортовой сети. Если регулятор неисправен, то греется установка. Процедура замены трехуровневого регулятора аналогична замене щеток, так как устройства извлекаются вместе.

Возможны проблемы не только со щеками, но и с диодным мостом.

Признаки неисправности диодного моста:

  • полностью отсутствует зарядка;
  • зарядка значительно превышает допустимые значения.

Ремонт диодного моста путем замены его запчастей проблематичен. Поэтому решить проблему можно путем замены диодного моста на новый. При замене диодного моста монтируют контактный болт, устанавливают выводы обмоток статора, устанавливают щеточный узел. После установки защитного кожуха монтируется диодный мост, подключается электропитание и надевается ремень привода на шкив. После установки ремня на шкив следует проверить натяжение ремня привода.

Инструкция по снятию генератора

Для снятия генератора с автомобиля понадобится смотровая яма, подъемник или эстакада (автор видео -канал «В гараже у Сандро»).

Инструменты и материалы

Чтобы снять генератор ВАЗ 2114, нужно приготовить следующие инструменты:

  • гаечный ключ на «10» и «13»;
  • рожковый ключ на 17х19;
  • монтировку;
  • головку на «15».

Следует приготовить ветошь для очищения поверхностей от загрязнений.

Этапы

Процедура снятия включает в себя такие этапы:

  1. Сначала нужно снять защиту с двигателя.
  2. Далее следует ослабить натяжной ролик ремня привода, надетый на шкив.
  3. Затем сначала откручиваем верхний крепежный болт генератора, а потом нижний.
  4. Освобождаем крепление компрессора кондиционера.
  5. Снимаем ремень привода со шкива и демонтируем генератор, сдвигая его в правую сторону ближе к аккумулятору.
  6. Окрутив болт крепления компрессора кондиционера, подвешиваем устройство.
  7. Выкручиваем болты крепления генераторной установки.
  8. Отсоединив клеммы генератора, снимаем его для ремонта.

Далее можно заниматься ремонтом снятого агрегата.

Инструкция по ремонту агрегата ВАЗ 2114

Разборка агрегата для ремонта представляет собой последовательность шагов:

  1. Отжав три защелки, снимаем защитный кожух с корпуса.
  2. Делаем отметки взаимного расположения двух крышек и статора, чтоб облегчить сборку.
  3. Вывернув винты крепления, демонтируем щеточный узел.
  4. Далее нужно отсоединить провода от вывода регулятора.
  5. Выкручиваем крепежные болты и демонтируем диодный мост, отключив при этом выводы обмоток.
  6. Вывернув четыре винта стяжки, нужно снять крышку с той стороны, где находятся контактные кольца генератора.
  7. Фиксируем вал ротора от прокручивания с помощью тисков и откручиваем гайку крепления шкива. Теперь снимаем шкив генераторной установки и шайбу с вала ротора.
  8. На последнем этапе демонтируем крышку ротора агрегата.

Далее можно осматривать детали и производить их ремонт или замену. Могут быть неисправны щетки, диодный мост, подшипники, трехуровневый регулятор напряжения и другие детали генераторной установки.

На современных автомобилях устанавливается большое количество электроники, что требует более мощной генераторной установки для стабильной работы бортовой сети. Низкое напряжение может сказаться на работе клапанов. При большой нагрузке генератор греется. В этом случае на ВАЗ 2114 устанавливается генератор с Приоры или Калины, способный выдавать ток до 115 А. Он крепится аналогично штатному, только нужно заменить шкив ремня привода.

Устанавливается генератор на ВАЗ 2114 в обратном порядке. После установки агрегата на штатное место подключаются все разъемы и провода, надевается ремень привода. Для натяжения ремня привода при объеме 1,5 л отводится с помощью монтировки корпус генератора от блока мотора. А при объеме 1,6 л натягивается ремень с помощью винта натяжения. От натяжки ремня зависит работоспособность генератора. Если натяжение недостаточно, то вырабатывается слабый заряд, что отрицательно сказывается на работе бортовой сети.

Таким образом, генератор автомобиля обеспечивает бесперебойную работу бортовой сети и заряжает аккумулятор. Если возникают неполадки с диодным мостом, подшипниками, щетками или другими деталями генераторной установки, следует выявлять их причину и выполнить ремонт или замену, иначе могут возникнуть проблемы с приборами и датчиками, входящими в бортовую сеть.

Видео «Снятие генератора на моделях ВАЗ»

В этом видео рассказывается, как снять генераторную установку с автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115 (автор видео — fedot580).

Читайте также  Куда подключить камеру заднего вида

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Генератор ВАЗ 2114: устройство, неисправности и ремонт

Современные автомобили оснащены большим количеством электрооборудования как основного, так и дополнительного. Источником тока для его нормального функционирования является аккумулятор (АКБ). Подзарядку АКБ при запущенном моторе обеспечивает генераторная установка (он же генератор).

Как устроен генератор на ВАЗ 2114

Такое устройство представляет собой трехфазную электроустановку переменного тока. Оно снабжено встроенным блоком выпрямителей, где и происходит преобразование тока переменного в постоянный. Основные составные элементы генератора:

  • передняя и задняя крышки (материал – сплав алюминия). Каждая из крышек имеет посадочные гнезда для монтажа подшипников;
  • клемма присоединения АКБ;
  • разъем для обеспечения подачи на обмотку возбуждения нужного напряжения;
  • конденсатор, подавляющий различные радиопомехи;
  • посадочное место для монтажа и надежного крепления узла щеток;
  • блок диодов (силовых – 6шт., дополнительных – Зшт.). Такой блок закрепляется на задней крышке (на внутренней стороне). С целью обеспечения охлаждения полупроводниковых приборов их монтируют на пластины подковообразной формы (материал – алюминиевый сплав);
  • цилиндр сердечника статора (материал – трансформаторное железо). К статору притягиваются обе крышки при помощи болтов (4 шт.). Внутри статора есть пазы, которые служат для укладки силовых обмоток (имеют выводы для присоединения к блоку выпрямителей);
  • обмотка возбуждения, которая при помощи своих выводов подключается к установленным на валу ротора контактным кольцам. На передней части вала ротора есть специальная шпоночная канавка, в которой размещается приводной шкив;
  • узел щеток – в генераторе ваз 2114 этот узел является неразборным. Он совмещен с электрореле-регулятором (реле находится в металлическом корпусе и жестко склепано со щеткодержателем). Щетки используются угольно-графитовые.

Генератор расположен на двигателе (слева по ходу движения авто).От коленвала мотора (при помощи приводного ремня) ротор получает правое вращение.

Генератор ВАЗ 2114: технические параметры

Для исправно работающего генератора характерны такие параметры:

  1. Величина напряжения для питания обмотки возбуждения – в диапазоне от 13,2В до14,7В;
  2. Вырабатываемая генератором напряжения сила тока – 80А.

Возможные неисправности, ведущие к поломке генераторов ВАЗ 2114

Ниже приведем самые распространенные неисправности и варианты их выявления и устранения:

  1. Перегорел предохранитель – нужно просто его заменить новым, однако желательно выявить причину такого перегорания.
  2. Обрыв цепи питания – нужно обязательно проверить качество соединений нулевого провода со всеми другими контактами.
  3. Проблемы в замке зажигания – следует убедиться в том, что плата от замка зажигания исправна.
  4. Неисправность контрольной лампы.
  5. Выход из стоя щеток генератора – понадобится замена, как самих щеток, так и щеткодержателя. При этом контактные кольца можно просто почистить, используя для этого бензин либо WD 40.
  6. Проблемы с регулятором напряжения.
  7. Повреждение (к примеру, механическое или др.) ремня генератора.
  8. Вышел из строя подшипник.

Устранить любую из этих проблем можно и нужно сразу после появления. В противном случае практически любая из них со временем может вывести из строя генератор ваз 2114, а замена устройства – удовольствие совсем не дешевое.

Признаки выхода из строя генератора

Существует несколько признаков, по которым водитель может определить, что генератор ваз 2114 неисправен.

Вот основные из них:

  • соответствующая лампа на панели приборов сигнализирует о том, что зарядка на АКБ не идет;
  • недостаточная либо избыточная зарядка аккумулятора;
  • слабый свет фар и плохая работа дворников (при работающем моторе);
  • излишне яркий свет фар;
  • электролита в АКБ закипает;
  • появление в генераторной установке посторонних шумов.

Как проверить генератор на ВАЗ 2114

Диагностику устройства следует проводить, используя мультиметр и последовательно выполняя следующие действия:

  1. Включается зажигание и запускается двигатель.
  2. О проблемах в цепи питания роторной обмотки скажет горящая лампа на приборной доске.
  3. Создается нагрузка: температура мотора доводится до рабочих значений, включаются фары ближнего света и магнитол. При этом частота вращения коленвала должна находиться в интервале – 2500-3000об/мин.
  4. В этом состоянии осуществляется замер напряжения на клемма АКБ.
  5. При исправном генераторе показатель вольтметра – 13В (допустимая погрешность – 0,1В).
  6. Затем следует выключить магнитолу и фары. В этом состоянии напряжение должно возрасти до показателя 14,7В.

В процессе проверки работы генератора на ваз 2114 следует слушать, с каким звуком происходит вращение ротора. Довольно часто причиной неисправности является поломка подшипника, поскольку именно он воспринимает со стороны ремня максимальную нагрузку.

После завершения проверки следует проанализировать полученные показатели.

При недостаточном напряжении работы генератора будет нехватать для питания бортовой сети. Добирать необходимое автомобиль начнет от аккумулятора, который со временем полностью разрядится. Излишне высокое напряжение может стать причиной выхода из строя ЭБУ, ламп, предохранителей и пр.

Не рекомендуется проверять генераторную установку при помощи снятия клеммы «+» с аккумулятора, поскольку такой метод диагностики может привести к выходу из строя электроники авто (к примеру, электронного реле-регулятора и пр.)

Для более детальной проверки понадобится снимать генератор.

Как снять генератор на ВАЗ 2114 своими силами

Предложенный вариант снятия генератора удобен тем, что не придется снимать защиту силового агрегата. Для выполнения всех процедур понадобятся такие инструменты, как ключи гаечные (на 13 и на 10), ключ рожковый (17 х 19), головка (на 15) и монтировка.

Далее последовательно выполняются следующие действия:

  1. С АКБ снимаются клеммы.
  2. Ремень генератора ослабляется, а затем полностью снимается.
  3. Демонтируется натяжной механизм ремня.
  4. От генератора отсоединяются провода, которые закрыты резиновым чехлом.
  5. Отключается разъем подачи на обмотку напряжения.
  6. Генератор закреплен при помощи гайки и болта большой длины, который довольно сложно вытащить. Для начала следует открутить болты, на которых кронштейн закреплен на блоке (при помощи головки на 15). Затем нужно развернуть устройство (направление — по часовой стрелке), что сделает возможным извлечение оси крепления к кронштейну. Теперь можно откручивать гайку ключом на 19 и вытаскивать ее вместе с втулкой.
  7. Ось из кронштейна выбивается при помощи пробойника.

Теперь можно извлекать генератор (вверх) и начинать его проверку и обслуживание.

Как самостоятельно разобрать генератор 2114

Сняв генератор, можно его разобрать и внимательно осмотреть все составные элементы. Это позволит найти изношенные/поврежденные детали и заменить их.

Для разборки понадобятся такие инструменты, как ключи рожковые (на 19 и на 10), а также крестообразная отвертка.

Процедура разборки предполагает последовательное выполнение следующих действий:

  1. Снимается защитный пластиковый кожух на корпусе. Для этого нужно отжать три имеющиеся защелки.
  2. Винты, которыми крепится щеточный узел, откручиваются при помощи отвертки. Далее его уже можно снимать с корпуса.
  3. Отсоединяются провода, идущие от вывода регулятора.
  4. Откручиваются винты (4 шт.), которыми крепится выпрямительный блок. Далее отключаются выводы обмоток, а затем снимается сам блок (вместе с конденсатором-подавителем помех).
  5. Раскручиваются стяжные винты (4 шт.) и снимается крышка со стороны контактных колец.
  6. Откручивают гайку, которая крепит шкив. Для этого целесообразно вал ротора зажать в тиски, чтобы исключить его прокручивание.
  7. Снимается шкив генератора, а также упорная шайба с вала ротора.
  8. Снимается крышка с ротора.

Следует удобным способом пометить взаимоположение статора и крышек. Это существенно облегчит процесс сборки.

В таком разобранном состоянии генератор 2114 с легкостью можно осмотреть, выявив имеющиеся неполадки. После их устранения устройство собирается, для чего следует выполнить все действия в обратной последовательности.

Если «вскрытие» показало, что генератор не подлежит ремонту, то понадобиться его заменить новым.

Замена генератора ВАЗ 2114

Как говорилось выше, к необходимости заменить генератор 2114 может привести несвоевременное устранение неисправностей более мелких узлов.
Однако есть и другие причины, которые наталкивают водителей на мысль о замене генераторной установки, к примеру: установка в автомобиле дополнительного оснащения, которое потребляет электричество.

К таким электропотребителям относятся:

  • мощная система акустики;
  • модернизированное либо дополнительное наружное освещение;
  • дополнительная подсветка внутри салона и снаружи автомобиля.

Многие пользователи при замене генератора отдают предпочтение 115-амперному устройству (от Приоры и Калины), устанавливая его вместо штатного 80-амперного, который предусмотрен для ВАЗ 2114. По креплениям эти устройства полностью совпадают. Единственное, что потребуется в этом случае – заменить шкив приводного ремня.

Чтобы заменить генератор 2114, следует снять устройство, руководствуясь инструкцией, приведенной ранее, а на его место установить новый (выполняя все действия в последовательности, обратной снятию).

Полезное видео

Дополнительную информацию по данному вопросу вы сможете получить, просмотрев видео ниже:

  • замена датчика скорости ваз 2114 инжектор 8 клапанов
  • Установка и подключение противотуманных фар для ВАЗ 2114
  • Датчик уровня охлаждающей жидкости для ВАЗ 2114: устройство, проверка и замена

Как-то раз машина перестала заводиться из посаженного аккумулятора, зарядил аккумулятор проездил 3 дня после чего он снова разрядился. Я тогда еще был только начинающим автомобилистом поэтому сразу подумал на неисправности аккумулятора, купил в магазине новый, принёс поставил буквально через 5 дней машина снова не заводилась так как разрядился аккумулятор. Я пошел в магазин стал требовать замены после долгого уговора менеджера мне всё же согласились заменить аккумулятор. Ну история повторилась, тогда я понял что надо ехать в автосервис там не сказали про неисправность генератора. Вот так по незнанию убил кучу нервов и времени.