Как проверить рулевой наконечник

Замена рулевых наконечников и проверка рулевой рейки

В очередной раз осматривая машину на яме заметил, что легко ходят рулевые наконечники (можно спокойно рукой их крутить практически без усилия).
Поэтому они и были заказаны.

Решил брать оригинал, т.к. его на больше всего хватает. Да и оригинальных хватило вроде на 145 тыс.км.
Рулевой наконечник левый 34$ 53560SMG003
Рулевой наконечник правый 30$ 53540SMG003

По замене проблем не вызывает.
Срываем стопорную гайку на рулевой тяге, предварительно запомнив количество витков, на которое она была закручена.
Нужно для того, чтоб когда новые поставим не сильно изменить схождение колёс, благодаря чему можно будет спокойно доехать до регулировки развала-схождения.
Достаём шплинт, не дающий произвольно откручиваться гайке на кулаке. Затем срываем гайку.

Теперь два варианта событий:
1) палец прикипит к кулаку и вы без проблем открутите гайку;
2) прикипит гайка и палец будет свободно вращаться вместе с гайкой.

В первом случае просто откручиваем гайку, затем (желательно съёмником, но если нет, то кувалду никто не отменял) выдавливаем палец из кулака.
Во втором случае пробуете ударить по наконечнику снизу, чтоб вогнать палец в кулак и затем открутить гайку. Если не помогло, то как бы он не сопротивлялся, но перед вашей восхитительной болгаркой он не сможет устоять)

Снятые наконечники, как и предполагалось, оказались убитыми. Крутились без какого-либо сопротивления, даже при страгивании. Но люфта не было (по крайней мере без нагрузки).

Меняем в обратной последовательности, зажимая гайку на кулаке с усилием 59 Н*м, а контргайку на тяге с усилием 44 Н*м. Также лучше всё смазать графитовой смазкой, чтоб в следующий раз было проще открутить.
Но перед тем как ставить, проверьте следующие пункты.

После снятия наконечников выяснилось, что помирает и правая рулевая тяга, так же свободно двигается (левая оказалась живая, страгивалась с усилием и ходила плотно). Принял к сведению, заказал.

Теперь пора проверить рейку.
Для этого снимаем большой хомут с пыльника и сдёргиваем его.
Потом выворачиваем руль влево до конца, берём рукой шток с правой стороны у самого края и начинаем дёргать вверх-вниз. Если есть люфт (лязг, стук), значит нужно ставить втулку (можно со снятием рейки, а можно и без).
Дальше аналогично проверяем с левой стороны (руль крутим в право).
Если есть люфт, то нужно менять сухарь рулевой рейки (если люфт небольшой и сухарь раньше не подтягивался, то возможно будет достаточно подтянуть сухарь). Пережимать сухарь нельзя, да, люфт уберётся, но может пойти выработка на штоке, либо вовсе его погнуть.
Также убеждаемся, что шток зеркальный, без следов коррозии и большой выработки (для этого его лучше протереть чистой тряпкой).
Если есть незначительная коррозия (ржавчина), то полируем до зеркала. Если коррозии много, то начинайте искать новую (скорее живую б/у) рейку. Т.к. ту восстанавливать нету смысла. Если вал не зеркальный, то он будет есть втулку/сухарь (смотря где не «зеркало» будет), что в ближайшее время опять приведёт к стуку.

В моём случае всё хорошо было, валы без видимой выработки, без следов коррозии и полностью зеркальный.
Но был люфт справа. Т.к. большого желания снимать рейку не было, да и разницы в ресурсе/работе ремонтных втулок от «Енота» не было, то была заказана втулка без снятия (Возможно потом, когда-нибудь поставлю втулку с разбором вместе с «другим» подшипником от Енота, который убирает стук, слышимый при кручении руля влево-вправо стоя на месте (хоть это и является нормальным звуком нашей рейки, конструктивная особенность)).
Да, установив втулку без снятия, мы немного потеряем в радиусе поворота направо (около 30 см), но при общем диаметре разворота 11.8, я считаю, что это не особо критично.

Также не забываем осматривать все пыльники. У меня все они оказались бодренькие, поэтому замена не понадобилась.

Позже напишу про замену пришедшей тяги втулки и т.д.

Замена рулевых тяг и наконечников: что нужно знать

Рулевые тяги служат для соединения колеса и рулевого механизма. Через рулевую тягу передается поворачивающее усилие от рулевого механизма на колесо автомобиля.

В процессе эксплуатации авто:

  • рулевые тяги могут деформироваться или разрушаться под воздействием коррозии;
  • пыльники рулевых наконечников повреждаются, сфера смещается, происходит повреждение втулки;

В случае возникновения проблем с тягами появляются стуки в передней подвеске, руль становится «легким», не удается сделать развал-схождение. В подобной ситуации необходимо проверить тяги рулевые, а также выполняется замена наконечников рулевых тяг. Подробнее читайте в нашей статье.

Рулевая тяга и наконечник тяги: назначение

Основной задачей, которую выполняет тяга рулевая, является передача усилия от рулевого механизма на колеса. Однако дополнительные сложности возникают по причине того, что колеса подвижны, а рулевой механизм закреплен жестко. Решает проблему наконечник рулевой.

  • к штоку рулевой рейки сама тяга крепится посредством внутреннего наконечника;
  • к средней тяге трапеции крепление реализовано при помощи шарнирного соединения;
  • соединение тяги с рычагом поворотного кулака осуществляется через внешний рулевой наконечник.

В свою очередь, внешний наконечник позволяет получить подвижность тяги и колеса в любой плоскости. В результате привод нормально работает в поворотах, при езде по неровностям и т.д.

Устройство рулевой тяги и наконечника

Что касается устройства, сама тяга напоминает стальной стержень. Устройство рулевого наконечника более сложное, так как он служит для соединения подвижных и неподвижных элементов.

Фактически, это шарнирное соединение, где сфера пальца вращается внутри полусферического корпуса. В корпусе устанавливается втулка, набивается смазка, чтобы избежать трения и позволить пальцу выполнять отклонение на заданный угол. Шарнир защищает резиновый пыльник.

Основные неисправности тяг и наконечников: причины

Рулевые тяги просты по конструкции, не имеют подвижных частей и отличаются высокой надежностью.

Рулевой наконечник также представляет собой достаточно прочную деталь. Однако эти элементы (тяга рулевая и наконечники рулевые) все равно выходят из строя по ряду причин.

Почему повреждается рулевая тяга

При езде на автомобиле сильные удары при попадании в яму, наезды на бордюры или агрессивная езда по бездорожью могут приводить к тому, что тяги гнутся или ломаются.

При этом погнутые тяги приводят к тому, что нарушаются углы установки колес (развал-схождение), изменяется угол поворота колес, разрываются пыльники наконечников, наконечник тяги может вырвать. Специалисты рекомендуют периодически проверять геометрию рулевых тяг. Кстати, при необходимости замены одной тяги, менять нужно и вторую (парная замена).

Поломки рулевого наконечника

Хотя наконечник отличается высокой надежностью и износостойкостью (палец стальной, вкладыш из износостойкого материала, анодированный корпус), на плохих дорогах и при высоких нагрузках конструкция все равно разрушается.

Также шарнирное соединение выходит из строя в результате разрыва пыльника. Если пыльник поврежден, внутрь попадает вода и грязь, вымывается смазка, начинается активная коррозия, мелкие песчинки начинают играть роль абразива, повреждают поверхности. По этой причине важно следить за состоянием пыльников, а также обращать внимание на признаки неисправностей рулевого наконечника.

Читайте также  Как заменить термостат на ниве шевроле

Признаки неисправности наконечников тяг

Как правило, износ и неисправности рулевого управления можно определить по следующим признакам: люфты и стуки, повышенная вибрация на руле, руль слишком тугой или легкий, на руле появляется биение.

В свою очередь, неисправные рулевые наконечники проявляют себя следующим образом:

  • при езде слышна отдача на педали газа;
  • тихий и частый стук при повороте руля в области колеса;
  • постукивание на неровной дороге;
  • руль слишком легко крутится;
  • развал-схождение не выставляется.

Как поменять рулевые тяги и наконечники

Если обнаружены признаки износа или очевидны повреждения, требуется замена рулевых тяг и/или наконечников. Что касается тяг, настоятельно не рекомендуется ограничиваться только одной стороной. Другими совами, нужно купить рулевые тяги парой и менять их.

Также необходимо знать, как поменять рулевые наконечники своими руками правильно, чтобы избежать распространенных ошибок. Переходим к замене:

  • автомобиль нужно поднять на домкрате;
  • далее снимаются передние колеса;
  • руль необходимо заблокировать;
  • затем следует ослабить фиксирующую гайку, при помощи которой наконечник крепится к тяге;
  • при условии наличия шплинта, его нужно снять с гайки пальца наконечника;
  • теперь можно открутить гайку на пальце, крепящую наконечник рулевой тяги к поворотному кулаку;
  • затем съемником для шаровых нужно выдавить рулевой наконечник, вставляя разъем съемника под резинку наконечника и затягивая гайку.
  • в том случае, если посадка плотная, молотком аккуратно простукивают по ушку рычага;
  • если съемника нет, вместо него используется небольшой лом;
  • перед снятием наконечника с тяги нужно поставить метки на тяге или запомнить количество оборотов, чтобы знать, насколько нужно накрутить новый наконечник при установке;
  • дальше следует снять пыльники, открутить тяги от рейки и произвести сборку в обратном порядке, используя новые детали;
  • при сборке резьбу на тягах и пальцах предварительно нужно смазывать;

Рекомендации

  1. Замена рулевого наконечника или замена рулевых тяг и наконечников не является сложной процедурой, однако требует определенных навыков и инструментов. Также важно после замены отрегулировать развал-схождение. Если этого не сделать, шины будут изнашиваться, руль может стоять криво в нулевом положении и т.д.
  • При выборе рулевых тяг и наконечников оптимально использовать оригинальные запчасти или детали, не уступающие по качеству. Приобретение более дешевых аналогов на начальном этапе позволяет сэкономить, однако, срок службы наконечников в дальнейшем может сильно разочаровать. Результат — снова потребуется заменить рулевой наконечник через 20-30 тыс. км пробега.
  • Неисправность рулевых наконечников

      208 11 342k
      57 17 104k

    Наконечники рулевых тяг или рулевые наконечники – это шаровые шарниры, передающие усилия от рулевых тяг поворотным кулакам и обеспечивающие поворот управляемых колес. Средний срок службы детали составляет 80–100 тыс. км. Вследствие жестких условий эксплуатации реальный ресурс может быть в 2–3 раза меньше, так что осмотр и диагностику стоит проводить каждые 15 тыс. км.

    Неисправность рулевых наконечников приводит к потере курсовой устойчивости автомобиля, автомобиль кидает из стороны в сторону и увеличению свободного хода рулевого колеса. В этой статье расскажем, как проверить наконечники рулевых тяг, об основных симптомах их выхода из строя и о том, как продлить срок службы детали.

    Почему рулевые наконечники быстро выходят из строя

    Наиболее распространенные дефекты рулевых наконечников – прорыв резинового пыльника, износ пластиковой втулки или сферической поверхности пальца, ослабление пружины.

    Поврежденный пыльник может стать причиной загрязнения и износа шарнирного соединения

    Основные причины преждевременного износа рулевых наконечников при эксплуатации:

    • Агрессивная манера езды – резкие повороты руля и активное маневрирование на неровной дороге.
    • Езда по некачественному покрытию, совмещенный с поворотом наезд на высокие препятствия (бордюры, бревна).
    • Вращение руля на неподвижном авто.
    • Воздействие химически агрессивных соединений.
    • Частые перепады температур.

    К повреждению вкладыша иногда приводит неквалифицированная замена детали на СТО. Нарушение целостности пыльника или его смещения из-за разрушения стопорного кольца часто становятся причиной загрязнения и быстрого износа шарнира.

    Наибольшие нагрузки на рулевые наконечники приходятся при быстром движении на неровных дорогах с активным маневрированием. При проворачивании колес неподвижного автомобиля нагрузка на элементы рулевой системы возрастет до 1 тонны. При размеренном стиле езды по хорошим дорогам наконечники рулевых тяг ходят до 100 000 км. При сочетании хотя бы трех вышеперечисленных факторов риска симптомы неисправности рулевых наконечников могут проявиться уже спустя 20–30 тыс. км, а в случае механического повреждения чехла-пыльника ещё быстрее.

    Признаки неисправности рулевых наконечников

    Основные признаки неисправности рулевых наконечников и шаровых опор практически идентичны. Основное отличие состоит в том, что дефекты шаровых опор оказывают влияние одновременно на ходовую и на рулевую систему системы, тогда как наконечники на работе подвески не сказываются.

    Типичные симптомы неисправности наконечников рулевых тяг: люфт рулевого колеса, отдача (биение) руля при вхождении в поворот, появление лишних звуков спереди при проезде неровностей. Однако причиной схожих звуков и люфтов могут быть изношенные амортизаторы, ступичные подшипники, сайлентблоки и шаровые опоры. Стуки, отдающие прямо в руль, говорят о необходимости проверки рулевой рейки. Далее мы расскажем, как узнать неисправность рулевых наконечников.

    Как проявляется неисправность рулевых наконечников: признаки и причины, смотрите в таблице.

    Признак неисправности Причина неисправности Почему возникает Варианты устранения
    Вибрация, биение, тяжелое вращение рулевого колеса Отсутствует смазка. Повреждение пыльника, брак детали. Смазать узел специальной густой смазкой.
    Нарушена геометрия детали. Механическое повреждение, неправильная установка, брак. Проверить правильность установки, при необходимости заменить.
    Увеличение свободного хода руля Сильные продольные и поперечные люфты шарнира. Сильный износ вкладыша, пружины. Замена узла.
    Изменение геометрии сферической части пальца.
    Глухой частый стук при проезде неровностей и при повороте руля Продольный люфт пальца. Износ, вкладыша и пружины. Восстановление или замена детали.

    Как проверить исправность рулевого наконечника

    Перед тем как проверить рулевые наконечники, визуально осмотрите пыльники. Обычно для этого достаточно просто повернуть колесо. При образовании трещин и разрывов чехла внутрь попадает вода с грязью и вымывает смазку, что ускоряет износ шарнира. При наличии дефектов чехол-пыльник надо заменить. Для выявления скрытых дефектов наконечников рулевых тяг нужны подъемник или домкрат и подпорки. Удобнее проводить проверку с помощником.

    Как определить неисправность рулевых наконечников на подъемнике: видео

    Проверка наконечников рулевых тяг проводится в следующем порядке:

    1. Поднять автомобиль на подъемнике или с помощью домкрата, дополнительно зафиксировав на подставках.
    2. Взяться за проверяемое колесо в точках “9 часов” или “3 часа” и покачать на себя, от себя, проверяя наличие люфта.
    3. Взявшись рукой одновременно за наконечник рулевой тяги и поворотный кулак, снова покачать колесо. Если ощутили свободный ход шарнира – деталь неисправна.

    Ещё один способ проверки: разместив автомобиль на подъемник или над смотровой ямой, возьмитесь за рулевую тягу ближе к колесу и покачайте её, наблюдая за шарниром. Люфта в данном случае также быть не должно.

    Основные неисправности рулевых наконечников, определение своими руками без ямы: видео

    Для более детальной проверки рулевого наконечника его иногда лучше снять. Для этого понадобится металлическая щетка, торцевой ключ (или трещотка) с головкой, пассатижи, съемник или молоток. Очистив наконечник от грязи и пыли при помощи щетки, выпрямите фиксирующий гайку шплинт, открутите гайку и извлеките палец наконечника из посадочного места.

    Читайте также  Как сбросить чек на калине

    Оцените состояние вкладыша, шарнира и пружины. Поводите пальцем шарнира и вдавите в корпус. Если он «ходит» даже от слабых воздействий, вкладыш и пружина сильно изношены.

    Когда нужно менять рулевые наконечники

    Износ рулевых наконечников может наблюдаться уже спустя 20–30 тыс. км пробега. О необходимости восстановления или замены детали вы можете судить после вышеуказанных проверок. Наконечник и/или тяга идет под замену целиком, если:

    Если нарушена резьбовая часть рулевого наконечника дальнейшая эксплуатация невозможна

    • ощущается сильный люфт шарнира;
    • вкладыш шарнира выдавлен или сильно изношен;
    • разрушен корпус детали;
    • нарушена целостность пальца и/или его резьбовой части.

    Восстановление рулевых наконечников имеет смысл только в случае нарушения целостности пыльника или разрушения стопорных колец, при незначительном вымывании и загрязнении смазки. Необходимые запчасти входят в ремонтные комплекты рулевых наконечников.

    Что будет, если не менять рулевые наконечники

    Длительное игнорирование неисправностей рулевых наконечников чревато не только повышенным износом отдельных деталей автомобиля, но и снижением безопасности.

    Развалившийся наконечник может стать причиной полной потери управлением автомобиля

    Водитель столкнется с такими техническими проблемами:

    • нарушение углов установки колёс;
    • ускоренный и неравномерный износ шин;
    • повышение нагрузки на рулевую рейку и усилитель руля.

    Неисправность наконечников рулевых тяг сказывается на комфорте и безопасности езды. Возможные последствия дефектов:

    • нарушение курсовой устойчивости;
    • ухудшение управляемости;
    • полная потеря управления.

    Последнее возможно при наихудшем из вариантов: разрушении корпуса шарнира, выпадении пальца наконечника, откручивании гайки, разрушении резьбовой части.

    Как продлить жизнь рулевым наконечникам

    Зная, от чего ломаются рулевые наконечники, водитель может продлить их жизнь. Вот краткий список рекомендаций, как продлить жизнь наконечникам рулевых тяг:

    Специальная смазка и новый пыльник позволяют увеличить срок службы наконечников

    Проверка и замена наконечников рулевых тяг

    Безопасность дорожного движения напрямую зависит от исправности основных систем автомобиля – двигателя, тормозной, топливной системы, подвески, рулевого управления. Управляемость автомобиля, усилия, прикладываемые для поворота руля, своевременный отклик колес на руль – за всё это отвечает система рулевого управления, состоящая из рулевого механизма и привода. Именно привод (тяги, рычаги, цапфы) выступает связующим звеном между вращением руля и поворотом колес.

    Нередко в процессе эксплуатации автомобиля о рулевых тягах вспоминают только при обнаружении очевидных признаков неисправностей. Более того, проблемы с тягами в некоторых случаях схожи с нарушением развала‐схождения или неполадками в подвеске, поэтому про систему управления машины автовладельцы вспоминают в последнюю очередь.

    Необходимо помнить о том, что неисправная рулевая тяга с изношенными наконечниками может стать причиной аварийной ситуации на дороге. Поэтому автолюбителям следует знать, как проверяется и выполняется замена наконечника рулевой тяги и других элементов привода.

    Для чего нужны рулевая тяга и рулевой наконечник

    В системе управления автомобиля рулевая тяга необходима для передачи усилия (вращения) руля на поворотные кулаки колес. Шарниры наконечников рулевых тяг обеспечивают свободное вращение всех подвижных деталей привода. Усилие на колеса, соответствующее заданному углу поворота передает непосредственно привод.

    Сложный механизм конструкции системы рулевого управления объясняется тем, что при поворотах каждому колесу необходимо задать разный угол. Если бы угол поворота был бы одинаковым, то при маневрах возникало бы скольжение внутреннего колеса, приводящее к износу самой резины и снижению управляемости машины.

    Разный угол поворота достигается благодаря особой конструкции части рулевого управления автомобиля, включающей в себя тяги, шарниры и поворотные рычаги. Угол поворота напрямую зависит от угла наклона рычагов.

    Почему изнашиваются рулевые наконечники?

    К основным причинам неисправностей и износа рулевых тяг относятся:

    • Деформации тяг и рычагов, возникающие при сильных ударах (наезд на большой скорости на препятствие, попадание в яму).
    • Износ шарниров и их несвоевременная замена.
    • Разрушение пыльника рулевой тяги из‐за пыли, грязи.

    В основном неисправности рулевых тяг возникают из‐за механических повреждений, дефектов защитного чехла, приводящих к попаданию пыли, грязи, влаги. Срок службы наконечников, как правило, составляет порядка 30–40 тыс. км пробега. Диагностика рулевых тяг может потребоваться гораздо раньше указанного пробега — периодичность проверки и замены напрямую зависит от качества дорог, стиля вождения авто.

    Среди признаков неисправностей следует отметить:

    • Сторонние шумы, стуки подвески.
    • Люфт рулевого колеса.
    • Тугое вращение руля.

    Как проверить наконечник рулевой тяги

    Самостоятельная проверка рулевых тяг заключается в осмотре деталей системы управления на подъемнике или в яме. Предварительно узнать о проблемах с рулевыми наконечниками можно по стуку, возникающему при поворотах руля в стороны на ровном участке дороги.

    Осмотр рулевых наконечников и проверка тяги включает в себя:

    • Визуальный осмотр деталей на предмет отсутствия деформаций.
    • Проверка защитных чехлов шарового шарнира наконечника (отсутствие трещин, через которые может попадать пыль, вода, грязь).
    • Определение люфта наконечников — движение по оси пальцев не должно превышать 1.5 мм.

    Если вы не знаете, как проверить рулевые наконечники на вашем автомобиле, у вас отсутствует возможность надлежащей диагностики, то лучше обратиться в специализированный автосервис.

    Как поменять рулевой наконечник?

    Заменить наконечник рулевой тяги на автомобиле можно самостоятельно, воспользовавшись руководством по обслуживанию вашей машины или рекомендациями ниже. Предварительно потребуется подготовить инструмент, новый наконечник.

    Необходимые инструменты

    Для того чтобы снять и заменить рулевую тягу потребуются следующие инструменты:

    • Ключ‐баллоник для снятия болтов креплений колес.
    • Домкрат для подъема части автомобиля.
    • Ключи на 17 и 19 для откручивания механизма тяги
    • Плоскогубцы универсальные при отворачивании болтов, извлечении шплинта.
    • Съемник либо молоток для извлечения болта наконечника.
    • Динамометрический ключ для обеспечения точного усилия при установке новой детали.

    Как снять рулевой наконечник?

    Снятие детали выполняется в несколько этапов:

    1. С помощью ключа‐баллоника ослабляются болты колеса машины.
    2. Домкратом автомобиль частично приподнимается, болты выворачиваются полностью и колесо снимается.
    3. Если замена и обслуживание системы рулевого механизма и подвески в целом выполнялась давно, то место установки наконечника можно смазать средством WD–40.
    4. Руль выворачивается до упора в сторону.
    5. Механизм тяги откручивается и извлекается вместе с наконечником.
    6. Из гайки пальца извлекается шплинт, откручивается фиксирующая гайка.
    7. За счет воздействия на поворотную тягу съемником или молотком извлекается болт наконечника.
    8. Сам шарнир выворачивается из старой тяги по часовой стрелке.

    Обратите внимание, что после снятия и установки нового наконечника необходимо выполнить развал‐схождение колес. Если вы осуществляете работы самостоятельно, то при извлечении шарнира из тяги необходимо точно посчитать количество оборотов и при установке новой детали учитывать это. Можно сделать пометки для каждого колеса, указав количество оборотов.

    Как установить новый наконечник

    Новый рулевой наконечник устанавливается на тягу и закручивается против часовой стрелки на то количество оборотов, на которое выкручивалась старая деталь. При этом гайка затягивается не «на глаз», а строго с усилием, указанным в руководстве по обслуживанию вашего автомобиля. Точно рассчитать прикладываемые усилия поможет динамометрический ключ. После этого устанавливается шплинт, и остальные работы проводятся аналогично снятию, но в обратном порядке.

    Читайте также  Сколько литров бак на киа рио

    Работы по самостоятельной замене наконечников при наличии некоторых навыков, знании устройства автомобиля, соответствующих инструментов не представляют особой сложности. Главное, что нужно помнить при обслуживании системы рулевого управления — это необходимость регулировки развал‐схождения после установки новой тяги или наконечника. Поэтому для обеспечения надлежащей управляемости машины после самостоятельного ремонта следует обратиться в автосервис или на СТО для регулировки колес.

    Неисправность рулевых наконечников: симптомы и замена

    Рано или поздно в передней подвесе легкового автомобиля начинают появляться раздражающие и пугающие стуки, иногда связанные с поворотами руля. Часто причиной становятся шаровые наконечники рулевых тяг. Они не отличаются рекордно долгими сроками службы, поэтому важно вовремя диагностировать дефект и поменять наконечники.

    Рулевое управление, как и тормоза, не терпит езды с неисправностями.

    Предназначение рулевых наконечников и тяг

    Шаровые наконечники служат для связи рулевой тяги с поворотным рычагом стойки или поворотным кулаком, в зависимости от типа подвески автомобиля.

    Они обладают жёсткостью и отсутствием зазора при работе в заданном направлении, позволяя при этом свободно перемещаться тяге относительно рычага по углу в различных плоскостях.

    Обеспечивается это плотной посадкой шарового пальца в корпусе шарнира с поджатием его мощной пружиной через пластиковые или металлические вкладыши со смазкой.

    Устройство рулевой рейки

    На подавляющем большинстве легковых автомобилей используется рулевой механизм реечного типа. Конструктивно он состоит из:

    • корпуса механизма;
    • рейки с зубчатой накаткой с одной из сторон;
    • ведущей шестерни, насаженной на конец рулевого входного вала;
    • упора, поджимающего рейку к шестерне для устранения зазора между зубьями;
    • пружины упора;
    • втулок в корпусе, по которым скользит рейка;
    • подшипников качения, в них вращается входной вал с шестерней;
    • сальников и пыльников, герметизирующих корпус;
    • гидроусилителя руля, если он предусмотрен.

    Корпус механизма закреплён на моторном щите в нижней его части или на подрамнике передней подвески. Вал рейки соединяется с рулевой колонкой на шлицах или сделанной на цилиндрической поверхности лыской.

    Водитель вращает рулевое колесо, передавая момент через колонку на входной вал. Зацепление шестерни и рейки преобразует вращательное движение валов в поступательное рейки. К концам или середине рейки с помощью резинометаллических или шаровых шарниров прикреплены рулевые тяги, по одной на каждую сторону.

    Чаще всего используются концевые тяги с шаровыми шарнирами (яблоками). Они герметизируются цилиндрическими гофрированными чехлами, сохраняющими смазку шарниров и защищающими от попадания грязи.

    Вторыми концами тяги с помощью резьбовых муфт, регулирующих схождение колёс, соединяются с рулевыми наконечниками.

    Пальцы наконечников с одной стороны имеют шар, вращающийся в корпусе через вкладыши, а с другой коническую или цилиндрическую поверхность для крепления с проушинами поворотных рычагов. Рычаги непосредственно действуют на поворотные кулаки или стойки, заставляющие отклоняться плоскости вращения колёс.

    Признаки неисправностей шарниров

    Шарниры рулевых наконечников и тяг защищены резиновыми чехлами. Основной причиной преждевременного выхода из строя шаровых соединений становятся трещины и разрывы этих резиновых чехлов (пыльников).

    В шарниры попадает вода и грязь, вызывая коррозию и абразивный износ материала пальцев и вкладышей. Шарниры начинают подклинивать, геометрия сочленения меняется, и появляется люфт.

    Образовавшиеся зазоры проявляют себя стуками в подвеске. С водительского места сложно отличить эти звуки от износа прочих соединений в подвеске. Поэтому любое появление стука требует немедленной диагностики.

    Не стоит надеяться, что со стуком ещё можно некоторое время поездить. Если некоторые другие источники можно без особых последствий проигнорировать, например износ стоек стабилизатора ничем машине не угрожает, кроме дискомфорта при управлении, то люфты в рулевых наконечниках и тягах крайне опасны.

    Палец может выскочить из корпуса, что приведёт к немедленному вывороту колеса, автомобиль полностью потеряет управляемость и в лучшем случае отправится за обочину, в худшем – есть опасность тяжёлого ДТП со встречным транспортом. Срочная диагностика подвески обязательна.

    Стук могут издавать и изношенные шарниры рулевых тяг. Характер звука несколько отличается, он больше зависит от движений рулём, чем от работы подвески. Но и при вертикальном перемещении наконечников к тягам передаются растягивающие и сжимающие усилия, поэтом стук всё равно будет присутствовать. Точную информацию даст только внимательная диагностика.

    Как проверить исправность рулевого наконечника

    Люфт рулевого наконечника проверяется достаточно просто. При сильном износе палец свободно перемещается в корпусе в продольном направлении от усилия руки.

    Если такая диагностика вызывает затруднения, можно положить руку на шарнир, попросив помощника покачать в стороны рулевое колесо. Выбирание зазора будет сразу почувствовано рукой. Так проверяются оба наконечника, левый и правый.

    Вторым признаком необходимости замены будет нарушение герметичности резиновых чехлов. На них не должно быть следов вышедшей наружу смазки, что хорошо видно на обычно запылённой внешней поверхности гофрированной резины. Тем более недопустимо, если разрывы и трещины хорошо различаются визуально.

    Нельзя ограничиваться заменой резиновых пыльников, даже если эта деталь поставляется в качестве запчасти. Отследить момент начала разрыва точно практически невозможно, наверняка пыль и вода уже проникли внутрь шарнира. Удалить это оттуда невозможно, шарнир будет интенсивно изнашиваться даже если заменить пыльник и добавить смазку.

    Разборные шарниры, где можно было промывать, менять смазку, вкладыши и пальцы уже давно в прошлом. Современный рулевой наконечник – деталь неразборная, одноразовая и ремонту не подлежит. Стоит она недорого, а меняется без особых сложностей.

    Самостоятельная замена рулевого наконечника на примере Ауди А6 С5

    Операция достаточно простая, трудности могут возникнуть только при наличии закисшей резьбы или иных соединений. Работу можно выполнить без ямы или подъёмника:

    • машина поднимается домкратом, после чего устанавливается на надёжную подставку, категорически не допускается работа на домкрате;
    • перед подъёмом ослабляется крепёж колеса, после вывешивание колесо окончательно снимается;
    • резьбовые соединения тяги с наконечником и наконечника к поворотному рычагу обильно смачиваются проникающим составом типа «жидкий ключ» или аналогичной универсальной жидкой смазкой, одним из аналогов WD40;
    • ослабляется резьба соединительной муфты и крепления наконечника к проушине кулака;
    • при помощи подходящего съёмника или резкими ударами молотка в боковом направлении палец извлекается из проушины;
    • наконечник вывинчивается из регулировочной муфты тяги;
    • новая деталь монтируется в обратном порядке, все прилегающие поверхности лучше смазать специальной содержащей медь смазкой в аэрозольной упаковке, это предотвратит дальнейшее закисание;
    • перед работой желательно измерить длину тяги или нанести метки, чтобы приблизительно сохранить величину схождения, но это не избавляет от обязательной регулировки на стенде после окончания работы.

    В точности сохранить угол схождения колёс после замены наконечников не получится, насколько тщательно бы не производились замеры. Поэтому визит на стенд регулировки схождения и развала обязателен, но в любом случае это надо делать регулярно, так будут сохранены шины от преждевременного износа и управляемость автомобиля.