Что является высшим представительным органом государственной власти

Вопрос 26. Представительные органы власти Российской Федерации: понятие, виды, функции

Понятие «представительный орган власти» производно от понятия «представительная власть». Представительная власть – это комплекс полномочий, делегированных народом своим выборным представителям на строго определенный срок, а также полномочия представительных органов власти.Понятие представительной власти включает природу власти и способ ее осуществления.

Представительную власть нельзя отождествлять с законодательной властью, поскольку не всякая представительная власть включает законодательные полномочия. Представительная власть, помимо законодательных полномочий, может иметь контрольные и распорядительные полномочия.

Исходя из вышеизложенного, представительные органы власти – это являющиеся частью государственного аппарата выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения той или иной территории, формировать и выражать его волю и принимать от его имени властные юридически обязательные решения.

В Российской Федерации органы законодательной власти являются одновременно и представительными органами власти. Так, в ст. 94 Конституции РФ говориться, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В ст. 66 Конституции упоминается, что статус области, края, города федерального значения, автономного округа, автономной области определяется уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Как видно из приведенного примера, в Российской Федерации существуют федеральный представительный орган государственной власти – Федеральное Собрание РФ и региональные представительные органы – законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Оба вида можно объединить под названием государственные представительные органы власти. Третий вид представительных органов власти современной России – представительные органы муниципальных образований, которые являются обязательным элементом структуры органов местного самоуправления.

Федеральное Собрание РФ как федеральный государственный орган состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума (состоит из 450 депутатов, избираемых на всероссийских выборах на пять лет (до 2009 г. – на четыре года) – является органом национального (народного) представительства. Совет Федерации (в него входят по одному представителю от органа законодательной власти и высшего органа исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации) – является органом регионального представительства.

Основными функциями палат являются:

— участие в законодательном процессе (Государственная Дума принимает федеральные законы, а Совет Федерации одобряет их);

— осуществление парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти, за состоянием законности, правопорядка в стране (в форме парламентских слушаний, парламентского расследования, через Уполномоченного по правам человека в РФ, подотчетного Государственной Думе и т.п.);

— участие в формировании государственных органов (назначение на некоторые государственные должности (например, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы), назначение выборов Президента РФ (полномочие Совета Федерации));

— внутренняя организационная деятельность

и некоторые другие функции.

Сходными функциями обладают и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. В соответствии со ст. 5. Федерального закона 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» они:

а) принимают конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

в) осуществляют иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Что касается функций представительных органов муниципальных образований, то они закреплены в ст. 35 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:

— принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

— утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

— установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

— принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

— определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

Представительный орган власти

  • Политические технологии
  • Брендинг территорий
  • Разное
  • Словарь
  • Книги о продвижении территорий
  • Логотип Усть-Илимска (варианты)


Представительный орган власти – это коллегиальный орган государственной власти, состоящий из людей, избранных в него посредством выборов. Основной целью представительных органов является представление и выражение интересов избирателей. Исходя из них, органы представительной власти принимают законы и иные решения, бюджет страны и субъекта, а также выполняют функцию контроля за исполнением законов и иных решений, состоянием дел на определенной территории.

Главным представительным органов власти является Федеральное собрание, которое состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федераций. Главным представительным органом субъектов России являются региональные парламенты (например, Государственный Совет в Татарстане, Саратовская областная Дума в Саратовской области, Московская городская Дума – в Москве). Их основные полномочия (согласно ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ):

  • принимают законы согласно сферы компетенции региональных органов власти. Отметим, что разграничения полномочий федеральных региональных органов власти прописаны в Конституции РФ в ст. 71, 72.;
  • заслушивают ежегодные отчеты глав субъектов, а также членов Правительства региона;
  • принимают бюджет, устанавливают региональные налоги и др.

Как члены Федерального собрания, так и региональные представительные органы обладают правом законодательной инициативы, т.е. могут вносить законы на рассмотрение Госдумы.

Органы местного самоуправления, согласно 134-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не являются частью системы государственной власти. Вместе с тем, на местном уровне также есть представительные органы – городские и районные думы, советы депутатов и пр. Они являются обязательными в структуре местного самоуправления и обладают правом представлять интересы жителей и принимать от их имени решения. Представительный орган власти состоит из депутатов, которые могут быть избраны разными способами – на прямых выборах, путем делегирования глав поселений, депутатов, входящих в представительные органы муниципального образования. Механизм избрания оговаривается местными и региональными нормативными актами. Численный состав депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 человек;
10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Для молодого или начинающего политика старт карьеры в представительном органе на местном уровне является хорошим шансом для получения опыта и возможностью создать собственную сеть сторонников, заручиться поддержкой органов исполнительной власти и бизнеса.

1. Конституция РФ;
2. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;
3. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, высший законодательный и представительный орган государственной власти

Термин «Федеральное Собрание» впервые закреплен за парламентом России Конституцией РФ 1993 г., ст. 94 которой гласит: «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

Читайте также  Как снять руль пежо боксер

Федеральное Собрание отвечает всем признакам, характеризующим классический парламент. Оно является выборным органом, нижняя палата которого – Государственная Дума – формируется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании с использованием пропорциональной избирательной системы. Это позволяет российскому многонациональному народу иметь своих представителей в Федеральном Собрании и свидетельствует о наличии принципа многопартийности при формировании Государственной Думы. Многопартийная система – необходимый элемент демократического правового государства, без которого невозможна представительная демократия. Политические партии, представленные в Государственной Думе, создают партийные фракции, вырабатывают единую позицию своих депутатов по важнейшим вопросам повестки дня.

Совет Федерации формируется органами государственной власти субъектов Федерации, т.е. является органом косвенного представительства. Принцип федерализма, присутствующий в формировании Совета Федерации, призван обеспечивать интересы российского многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти.

Будучи представительным органом государственной власти, Федеральное Собрание призвано выражать волю народа, учитывать интересы различных классов, социальных слоев российского общества. Представительный характер Федерального Собрания обеспечивается обязанностью членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы поддерживать связи с избирателями, информировать их о своей работе и деятельности парламента в целом, выражать и отстаивать общественное мнение и государственные интересы.

Федеральное Собрание состоит из профессиональных политиков, которые занимаются только депутатской работой и получают за это материальное вознаграждение. Вопросы, отнесенные к компетенции палат Федерального Собрания, решаются посредством четко прописанных в регламентах палат Федерального Собрания парламентских процедур.

Компетенция палат Федерального Собрания определена исходя из принципа разделения властей и включает принятие законов, бюджета и контроль за деятельностью иных государственных органов в пределах полномочий, закрепленных Конституцией РФ.

Должное выполнение представительной функции Федеральным Собранием обеспечивает исполнение главной, а именно законодательной функции. Законодательная функция Федерального Собрания является наиболее важной и объемной. Посредством законов Федеральное Собрание осуществляет правовую регламентацию: основных прав, свобод и обязанностей личности на территории России; экономической, политической, социальной основ конституционного строя; федеративного устройства России; порядка организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Законы, принятые Федеральным Собранием, обладают верховенством в правовой системе. Благодаря этому обеспечивается единство правового регулирования на территории России.

Хотя Конституция РФ не называет в числе функций Федерального Собрания контрольную, тем не менее Федеральное Собрание наделено контрольными полномочиями, которые в совокупности позволяют говорить о наличии контрольной функции российского парламента. 30 декабря 2008 г. был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», что является подтверждением наличия у Федерального Собрания контрольной функции. Данные конституционные предписания получили развитие в Федеральном законе от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле».

Контрольная функция представляет комплекс различных мер по постоянному наблюдению и проверке деятельности системы исполнительных органов, а также по устранению выявленных в результате такой проверки нарушений и предупреждению возможных несоответствий.

Основными направлениями парламентского контроля, осуществляемого палатами Федерального Собрания, следует считать контроль за соблюдением федеральных законов, за исполнением федерального бюджета. Текущий контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет образованная палатами Федерального Собрания Счетная палата РФ, выполняющая их поручения и наделенная правом давать общую оценку исполнения федерального бюджета. Последующий контроль за исполнением федерального бюджета осуществляется при представлении в Государственную Думу Правительством РФ отчетов об исполнении федерального бюджета в истекшем году, который утверждается в дальнейшем соответствующим федеральным законом.

Федеральное Собрание осуществляет контроль за распоряжением федеральной государственной собственностью посредством ежегодного заслушивания отчета Правительства РФ о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год.

Через назначаемого Государственной Думой Уполномоченного по нравам человека в Российской Федерации Федеральное Собрание контролирует соблюдение и охрану прав и свобод граждан.

Российский парламент влияет также на судьбу находящихся на территории РФ культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны. Это влияние обусловлено тем, что в Федеральном законе от 15.04.1998 № 64-ФЗ, посвященном данному вопросу, установлено, что передача другому государству таких ценностей допускается только на основе федерального закона.

Важной формой реализации контрольной функции Федерального Собрания являются парламентские расследования, позволяющие контролировать деятельность исполнительной власти, разрешать конфликтные ситуации в случаях массовых нарушений прав человека, расследовать события, имеющие большой общественный резонанс. Порядок проведения парламентских расследований урегулирован Федеральным законом от 27.12.2005 № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральное Собрание реализует контрольную функцию также посредством депутатских запросов, парламентских запросов, вопросов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации, которые иногда называют нижней и верхней палатой. Данная терминология является условной. Она обусловлена особенностями законодательного процесса, в котором проект закона совершает путь снизу вверх. Сначала его рассматривает Государственная Дума (нижняя палата), а затем – Совет Федерации (верхняя палата).

Структура и функции органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ

Органы законодательной власти субъектов РФ и их структура

Высшими и единственными органами законодательной власти, избираемыми населением соответствующих регионов, являются государственные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Важность непрерывной деятельности в законодательной сфере на региональном уровне регионов обусловлена современными политическими и правовыми реалиями, а также необходимостью эффективного гос. управления. Исходя из этой потребности федеральным законодательством установлено обязательство по формированию действующих на постоянной основе законодательных органов во всех без исключения регионах.

Организация и функционирование местных представительных органов регламентируется положениями их конституции, устава и законодательства. Субъекты РФ обладают правом на самостоятельное определение необходимой численности депутатов, структуры и наименования представительного органа на основе исторических, национальных или других традиций.

Региональные законодательные органы власти разных субъектов РФ имеют различные названия. Термин «парламент» присутствует в названии многих законодательных органов регионов несмотря на отсутствие в федеральном законе прямого указания об использовании в наименовании представительных органов субъектов такого термина.

Высшие законодательные органы республик Северная Осетия – Алания, Татарстан, Марий Эл и других именуются парламентом.

Также названия законодательных органов некоторых регионов отражают их законодательную функцию.

Высшие представительные органы Краснодарского края, Калужской области и других регионов в названиях имеют формулировку «Законодательное собрание».

В некоторых регионах, которые были созданы на основе национального признака, использованы традиционные или же этнические обозначения авторитетных представительных органов, к примеру: Народный, Великий хурал или Курултай.

В 2010 году положениями федерального закона введен запрет на использование в названии законодательного органа субъекта РФ словосочетаний, являющихся основой в наименовании государственных органов власти на федеральном уровне.

Большинство представительных органов субъектов РФ, за редким исключением, характеризуются однопалатной структурой. Двухпалатная структура присутствует, к примеру, в Законодательном собрании Свердловской области и в Великом хурале Республики Тыва. Количество избираемых депутатов в представительных органах различных регионов отличается. (Среднее количество депутатов находится в диапазоне 40 – 60 чел.). Количество мест в региональных парламентах начиная с 2010 года рассчитывается исходя из общей численности избирателей в регионе. В регионах с населением меньше 0,5 мил. Человек количество депутатов должно быть в пределах 15 – 50 человек, а в регионах с населением более 2 млн. человек – 45 – 110 человек. Депутаты законодательного органа субъекта РФ избираются с помощью тайного голосования, основываясь на принципах всеобщности, равенства и прямого избирательного права на срок не более чем 5 лет. Самым распространенным сроком, на который избирается региональный парламент, является срок в 4 года.

Читайте также  Где установлен датчик температуры охлаждающей жидкости

По состоянию на сегодня, федеральным законодательством установлены стандартизированные требования, касающиеся выборов в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Формирование 1/2 депутатского состава в региональном парламенте происходит через выборы по пропорциональной системе. Право на установление минимального проходного барьера, необходимого для участия в распределении мандатов с 2006 года отведено субъектам РФ.

Минимальный проходной барьер не должен превышать 5% от числа избирателей, участвовавших в голосовании.

Функции и полномочия законодательного органа власти субъекта РФ

Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют следующие полномочия:

  • принятие текста конституции субъектов РФ и соответствующих поправок;
  • законодательное регулирование предметов, находящихся в ведении субъекта или совместном ведении субъекта и РФ;
  • заслушивание отчета высшего должностного лица соответственного субъекта РФ по проделанной работе и по вопросам, которые поставлены региональными парламентами;
  • иные полномочия, обозначенные положениями Конституции, федерального и регионального законодательства.

Законодательный орган субъекта Российской Федерации является правомочными только в случае избрания в 2/3 состава. Организационный порядок регионального парламента прописывается в его регламенте. Из числа депутатов представительного органа избираются председатели и их заместители, в компетенцию которых входит руководство деятельностью и осуществление внешнего представительства.

Региональные законодательные органы функционируют постоянно несмотря на работу в сессионном графике. Работы, касающиеся предварительного рассмотрения и подготовки к рассмотрению в парламенте вопросов, относится к компетенции постоянных, временных комиссий и/или комитетов. Заседания, проводимые региональными законодательными органами, считаются правомочными только в случаях присутствия не менее ½ от общего числа избранных представителей. Заседания региональных законодательных органов субъектов РФ проводятся как правило раз в месяц, но не реже одного раза в квартал. В основном заседания региональных парламентов являются открытыми, но законодательно предусмотрена возможность и порядок закрытого режима проведения парламентского заседания. Документы нормативно-правового характера региональными парламентами принимаются в виде законов и постановлений.

К вопросам, по которым законодательная деятельность является обязательной, относятся:

  • составление и утверждение статей бюджетов субъектов РФ;
  • формирование и утверждение проведения местных выборов;
  • вопросы регионального развития в социальной и экономической сфере;
  • вопросы регионального налогообложения;
  • составление и утверждение бюджетов внебюджетных гос. фондов, находящихся на территории соответственного субъекта РФ;
  • вопросы договорной деятельности субъектов РФ;
  • вопросы референдума, выборов в региональный парламент, выборов и отзыва высшего должностного лица соответственного региона;
  • вопросы об административном и территориальном устройстве субъекта РФ;
  • иные вопросы из перечня полномочий, обозначенных положениями Конституции, федерального и регионального законодательства.

Путем принятия постановлений происходит реализация внутренних организационных полномочий, а также полномочий представительных органов субъектов РФ учредительного и кадрового характера.

С помощью постановлений происходит утверждение парламентского регламента; назначение и освобождение от должности должностных лиц соответственного субъекта РФ; утверждаются территориальные изменения; назначаются выборы должностных лиц.

Проверка соблюдения и выполнения принятого региональным парламентом законодательства, исполнение бюджетных статей и контроль за соответствие установленному порядку по вопросам распоряжения собственностью субъектов РФ имеют важнейшую роль в процессе функционирования законодательного регионального органа власти.

Досрочное прекращение полномочий органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ

Региональные представительные органы субъектов РФ выполняют свои полномочия на протяжении всего срока избрания. При этом законодательством четко прописаны ситуации, при которых предусмотрена процедура досрочного прекращения полномочий регионального парламента. К основаниям, влекущим за собой досрочное прекращение полномочий региональных парламентов, входят:

  • решения регионального парламента о самороспуске;
  • роспуск решением высшего должностного лица соответственного органа по причине принятия региональным законодательным органом законодательных актов, которые противоречат положениям Конституции и федерального законодательства России;

Замечание 3

Противоречия устанавливаются исключительно в судебном порядке, а роспуск соответственного органа возможен, если последний не устранит выявленные противоречия на протяжении 6-ти месячного срока с момента вступления в силу соответственного судебного решения.

  • вступление в силу судебных решений, фиксирующих неправомочность действующих составов региональных законодательных органов или сложения своих полномочий депутатским составом.

Представительные органы также могут быть распущены решением Президента России в результате не отмены принятых незаконных актов и отсутствия реагирования на вынесенное предупреждение со стороны Президента. Если на протяжении 3-х месяцев с момента вступления в силу судебного решения законодательным органом не приняты меры по отмене незаконного акта Президент РФ вносит в Государственную Думу РФ на рассмотрение законопроект о роспуске соответственного представительного органа. Рассмотрение законопроекта Госдумой происходит в 2-х месячный срок. После того как закон вступает в силу, полномочия соответственного законодательного органа прекращаются. В результате досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ назначаются внеочередные выборы в период не более 120 календарных дней с момента прекращения полномочий.

Законодательная власть Российской Федерации

Источник: Большая Российская энциклопедия : в 30 т. [Вводный] том: Россия / отв. ред. С. Л. Кравец. — Москва : Большая Российская энциклопедия, 2004. — С. 418-421.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание — представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ). Гос. дума избирается непосредственно гражданами, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, на пример для заслушивания Посланий Президента РФ, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Здание Совета Федерации

Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Гос. дума образуют Счётную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счётной палате РФ» (1995).
Члены Совета Федерации и депутаты Гос. думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Государственная дума — нижняя палата парламента — представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (Гос. дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года). Половина депутатов Гос. думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам (от одного округа избирается один депутат, получивший наибольшее число поданных по округу действительных голосов). Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам осуществляется в порядке самовыдвижения или избирательными объединениями (партиями, избирательными блоками, в состав которых входит хотя бы одна партия). Регистрация кандидата производится, если в его поддержку собрано не менее 1% подписей избирателей данного округа. Вторая половина депутатов Гос. думы избирается на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В этом случае кандидаты выдвигаются надлежаще зарегистрированными общефедеральными партиями или блоками. Для регистрации общефедерального списка партии или движения этот список должен быть поддержан не менее 200 тыс. избирателей (не более 14 тыс. избирателей одного субъекта РФ). Партии и движения, получившие в ходе выборов менее 5% действительных голосов избирателей («заградительный барьер»), из распределения депутатских мандатов исключаются, т. е. их кандидаты депутатских мест не занимают. Партии и движения, за списки которых подано не менее 5% действительных голосов избирателей, получают число мест, пропорциональное числу проголосовавших за список. В соответствии с таким порядком избрания депутатов партии и движения, прошедшие в Гос. думу, образуют в ней свои фракции или депутатские группы (в зависимости от числа полученных мандатов и требуемого регламентом количества мандатов для создания фракции).
В Гос. думе, избранной в 2003, образовано 4 фракции («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина»). Депутаты, избранные по одномандатным округам, могут образовывать фракции и депутатские группы, входить в них с учётом тех же требований. Депутаты Гос. думы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пре подавательской, научной и иной творческой деятельности.

Читайте также  Почему не горят фонари заднего хода

Здание Государственной думы

К ведению Гос. думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Гос. думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Право законодательной инициативы в Гос. думе принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Гос. думой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления (напр., об объявлении амнистии). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и-денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира.
Государственная дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Гос. думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос. дума собралась не позднее чем через 4 мес с момента роспуска. Гос. дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после её избрания, а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение 6 мес до окончания срока полномочий Президента РФ.
Избирательная система. Порядок выборов Президента РФ, выборов (формирования) Федерального собрания, иных федеральных гос. органов, предусмотренных Конституцией РФ, выборов законодательных органов субъектов РФ, представительных органов и глав администрации муниципальных образований регулируется федеральными законами, законами, уставами муниципальных образований и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ.
Основу избирательной системы и избирательного права РФ составляют осн. гарантии избирательных прав граждан РФ, обеспечивающие их свободное волеизъявление на выборах и альтернативность выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» принят в 2002. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе из бирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы гос. власти и в выборные органы местного самоуправления, на выборную должность независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданин РФ, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать им содействие в реализации этих прав.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Для пассивного избирательного права устанавливается минимальный возраст: он не может быть менее 35 лет при выборах Президента, 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы гос. власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа гос. власти субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления.
Выборы являются равными: каждый избиратель имеет только один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими (организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех рос. граждан охраняются законом. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно самим избирателям. Для совместного участия в выборах общественные организации могут объединяться в избирательные блоки, в составе которых должна быть хотя бы одна партия и которые подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления совместного списка кандидатов. Партии и избирательные объединения, преодолевшие на выборах 5%-ный барьер, вправе выдвигать кандидата в Президенты РФ без сбора подписей избирателей (в ином случае необходимо собрать 2 млн. подписей).
В соответствии с Конституцией РФ решения и действия органов гос. власти, органов местного самоуправления, глав общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 22:23