Почему кипит антифриз в бачке

Почему кипит антифриз в расширительном бачке

Работа двигателя в машине возможна только с условием нормального охлаждения, которое происходит благодаря антифризу. Но возможны случаи увеличения температуры тосола до критического уровня, когда жидкость начинает кипеть. Нельзя игнорировать эту ситуацию, поскольку закипание может в дальнейшем привести очень к дорогому ремонту авто.

Содержание:

Причины закипания

Есть много причин закипания охлаждающей жидкости (ОЖ), чаще всего это случается из-за:

  • выхода из строя термостата;
  • недостаточного количества тосола в бачке;
  • сломанного вентилятора охладительной системы;
  • загрязненного радиатора;
  • антифриза плохого качества.

В любом из этих случаев тосол не успевает остыть. Температура жидкости постепенно повышается и при показателе более 120 градусов происходит закипание.

Внимание: В основе тосола находится этиленгликоль — это вещество относится к группе спиртов. Именно этиленгликоль не дает антифризу замерзнуть при низких температурах. Во время кипения начинает происходить его испарение, причем пары очень ядовиты и представляют большую опасность для организма.

Недостаточное количество тосола в бачке

Во время закипания проверьте количество тосола в бачке. Во время обнаружения нехватки антифриза с учетом ситуации необходимы следующие действия:

  1. Если тосол добавлен недавно, но его уровень уже сильно понизился, вначале нужно осмотреть бачок на наличие протечек. После нужно проверить патрубки и участки соединений. Если участок протечки определен, но ремонт по определенным причинам невозможен, требуется вызов эвакуатора для перевозки машины на станцию обслуживания.
  2. Если тосол давно не добавляли, надо добавить жидкость до требуемого уровня.

Нужно не забывать, что тосол имеет определенный срок годности и во время продолжительной работы изменяется состав. Эту жидкость нужно менять.

Чрезмерное давление

Высокое давление провоцирует образование пара охлаждающей жидкости, который начинает появляться из-под капота. Во время этой неисправности температурные датчики будут показывать нормальное состояние, но антифриз будет быстро испаряться.

Установка новой крышки бачка сможет помочь исправить эту поломку, но приобретать уже желательно современные изделия с усиленным клапаном выпуска с установленным датчиком давления.

Выход из строя термостата

Термостат регулирует температуру тосола. Он отвечает за нагрев двигателя и сохраняет требуемый температурный режим для нормальной работы.

Тосол в охладительной системе проходит по нескольким контурам. Во время выхода из строя термостата клапан переклинивает, и он находится в одном положении. Так большой контур является нерабочим. Вся жидкость протекает лишь по малому кругу и не успевает остыть.

Узнать, что о поломке термостата можно так:

  • Выключите зажигание.
  • Отыщите патрубки и аккуратно потрогайте руками. Если патрубок, который подсоединен к радиатору, имеет более высокую температуру, в отличие от остальных, то термостат поломан.

Если поломка случилась в населенном пункте, необходимо добраться до СТО и выполнить замену термостата. Иначе необходимо осторожно продолжить передвижение, регулярно (каждые 9-10 км) добавляя воду в бак. Наливать ее можно лишь, когда двигатель остыл. Так можно доехать до станции обслуживания и установить новый термостат.

Воздушные пробки

После добавления тосола или во время подсоса воздуха в некоторых случаях появляются воздушные пробки, которые затрудняют циркуляцию антифриза.

Пробки можно вывести из системы, если с помощником заехать на небольшую возвышенность передом так, чтобы радиатор находился в самой верхней точке. Затем необходимо открутить пробку радиатора, включить зажигание, нажать на патрубки охладительной системы до избавления от пробок. Причем напарник обязан интенсивно газовать. После надо добавить не хватающее количество охлаждающей жидкости.

Неправильная работа радиатора

Радиатор может не работать в 3 случаях:

  1. Если сломан вентилятор охладительной системы, то он не может сам охладить тосол до требуемой температуры. Узнать, что сломан вентилятор можно по слуху. Если вентилятор сломан, то двигатель во время работы практически не шумит.
  2. Радиатор забивается мусором, и в шлангах образуются засоры. Циркуляция жидкости значительно замедляется (либо полностью завершается). Температура тосола увеличивается, и он начинает кипеть.
  3. На радиаторных шлангах постепенно образуется накипь, что снижает их теплопроводность. Со временем количество забившихся шланг увеличивается (во время заливки ОЖ плохого качества это может происходить очень быстро), и снижается охлаждение антифриза.

В любом из этих случаев можно двигаться дальше, но с периодическими остановками (каждые 9-10 км).

Антифриз плохого качества

Во время добавления некачественной охлаждающей жидкости сильно страдает помпа, которая со временем ржавеет, начинают появляться смолистые налеты.

Вследствие этого крыльчатка помпы недостаточно быстро вращается либо полностью останавливается. Тосол перестает циркулировать, перегревается и закипает.

Помимо этого, антифриз плохого качества может разъесть крыльчатку. Отмечались случаи, когда жидкость вызывала сильную коррозию помпы и разъедала крыльчатку за неделю. В этих случаях вал помпы может вращаться, но уже без крыльчатки. Давление в охладительной системе снижается, тосол перестает циркулировать и происходит закипание.

Эксплуатация авто с поломанной помпой практически все время приводит к серьезным проблемам в двигателе. Потому при этой поломке необходимо автомобиль буксировать либо вызвать эвакуатор.

Способы ремонта

Чтобы узнать, что двигатель перегрелся, нужно посмотреть на датчик температуры. Если температура выше допустимой нормы, надо быстро остановиться около обочины и выключить мотор.

В определенных моделях автомобилей мотор может продолжать работу после его отключения. Это аварийный режим, необходимо переключиться на первую передачу, нажать тормоз и резко бросить сцепление. Это отрицательно скажется на диске сцепления, но не допустит серьезных поломок двигателя.

Откройте капот машины, за счет этого двигатель остынет гораздо быстрее. На этом экстренная помощь для перегревшегося двигателя закончена. После этого многие владельцы автомобилей совершают серьезные ошибки:

  1. Для начала нельзя тут же откручивать крышку бачка. Поскольку закипание проходит в блоке цилиндров, то при открытом бачке это может вызвать довольно сильный выброс горячего тосола, это приведет к ожогам.
  2. Также не стоит заливать перегревшийся двигатель водой. Резкое изменение температуры практически все время провоцирует разрушение блока цилиндров и в таком случае потребуется дорогой ремонт автомобиля.

Не нужно предпринимать каких-то действий, пока кипение не завершится. Лишь затем можно через тряпку осторожно выкрутить крышку бака, сбросив при этом чрезмерное давление. Если антифриза в баке недостаточно, то залейте его до требуемого уровня, причем постарайтесь не попадать на головку цилиндров.

Включите зажигание и проследите за температурой нагревания тосола. Если температура увеличивается очень быстро, то последующее передвижение до станции возможно лишь с помощью буксировки. Если температура увеличивается постепенно, то можно потихоньку доехать до СТО, причем нужно стараться не перегружать двигатель и ехать на низких оборотах.

Возможные последствия

Во время закипания тосола двигатель начинает перегреваться. Специалисты выделяют несколько уровней перегрева.

Слабое перегревание двигателя происходит, если мотор работает с закипевшим тосолом не больше 5 минут. Значительных повреждений за такое время, вероятней всего, не случится.

При среднем перегреве мотор может работать с кипящим тосолом до 20 минут. Причем отмечаются следующие последствия:

  • начинают разрываться трубки охладительной системы, и происходит утечка горячего тосола;
  • возникает протечка в радиаторе;
  • разрушаются сальники, и появляется протечка масла;
  • кольца поршней подвержены сильной усадке, в результате этого расход масла значительно увеличивается.

Во время сильного перегрева мотор в автомобиле может взорваться. Даже если это не случилось, то последствия перегрева будут очень серьезными:

  • происходит деформация головок цилиндра;
  • расплавляются поршни;
  • трескаются клапаны;
  • перегородки поршневых колец разрушаются;
  • уплотнитель цилиндрического блока сгорает.

Заключение

Вероятность закипания охладительной жидкости зависит от множества причин. Некоторые поломки можно просто исправить, а некоторые потребуют серьезного ремонта. Так или иначе, необходимо не допускать перегревания двигателя. Чем быстрее заметить закипание тосола, тем проще избежать неприятных последствий.

Почему кипит антифриз в расширительном бачке: обзор распространенных поломок

Кипение тосола в расширительном бачке в 90% случаев указывает на перегрев двигателя. Если ничего не предпринять, то есть вероятность получить заклинивший мотор, ремонт которого не всегда целесообразен, а стоимость нового изрядно ударит по карману. Так почему кипит антифриз в расширительном бачке и что делать, если датчик температуры при этом не указывает на перегрев двигателя?

Нехватка тосола в системе охлаждения

Антифриз хоть и медленно, но все же выкипает, его периодически (2 – 3 раза в год) приходится доливать. Соответственно, первым делом достаточно дождаться, пока кипение прекратится, снять крышку расширительного бачка и долить антифриз (желательной той же марки, что и ранее использовался).

В некоторых автомобилях предусмотрено 2 горловины для заливки антифриза: через расширительный бачок и радиатор. Если конструкция такая, то тосол добавляют в каждую из них до указанных меток (если их нет, то в инструкции к авто имеются рекомендации от производителя касательно требуемого объема жидкости в системе охлаждения).

Утечка антифриза

Нехватка тосола в системе может указывать на наличие утечки охлаждающей жидкости. В этом случае после доливки антифриза двигатель может нормально работать 1 – 10 дней, но далее проблема снова возвращается. Поэтому не лишним будет провести детальный осмотр патрубков, соединений с расширительным бачком.

Часто утечки обнаруживаются и на самом радиаторе из-за появления в нем трещин (устраняется только его заменой, рекомендуется устанавливать медный, хоть и стоят такие в разы дороже, а не алюминиевые).

Неисправен термостат

Система охлаждения автомобиля разделена на 2 части: малый и большой контур. Антифриз не поступает в большой контур до тех пор, пока не разогреется до 70 – 80 градусов. Далее – открывается специальный клапан (термостат, реагирующий именно на нагрев) и охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор.

Если же термостат неисправен, то антифриз циркулирует только по малому контуру (который не соединен с радиатором). И охлаждение тосола попросту не происходит (радиатор при этом либо вовсе холодный, либо слегка теплый). Из-за этого система охлаждения работает неправильно, двигатель мгновенно после запуска двигателя перегревается.

Как проверить работоспособность термостата? Если технически предусмотрена его возможность извлечения, то снять и протестировать, поместив клапан в горячую воду, нагретую примерно до 90 градусов (термостат при этом должен «раскрыться»). Если этого не происходит, то клапан однозначно вышел из строя.

В автомобилях, где термостат не извлекается, его попросту выбивают (так как изначально он «запрессован»). Вероятней всего, что при этом он будет поврежден, поэтому подобную процедуру следует выполнять уже купив заблаговременно новый термостат.

Повышенное давление в системе охлаждения

Система охлаждения является закрытой. Но жидкость при нагреве расширяется, внутреннее давление растет. Во многих автомобилях для его нормализации устанавливают обратный клапан, который сбрасывает «излишек» тосола в расширительный бачок. В момент, когда происходит тот самый «сброс», антифриз в бачке буквально «булькает», что неопытные водители и расценивают как кипение.

Но если подобное происходит слишком часто, то это может указывать на неисправность клапана обратного хода (засор, его заклинивает). Временная мера – вообще удалить этот клапан (подсоединив патрубок к бачку напрямую). Но при первой же возможности его все же следует установить.

Читайте также  Как снять замок зажигания на газели

Прожог прокладки блока цилиндров

Одна из самых сложных поломок, из-за которых закипает антифриз. Прожог прокладки приводит к тому, что из системы охлаждения тосол начинает затекать в блок цилиндров, там же он сгорает, попадая в выхлопную систему. Часто это сопровождается густыми белыми выхлопными газами. И при этом уровень тосола в системе охлаждения регулярно опускается до минимального, хоть видимых утечек обнаружить и не удается.

При такой поломке в расширительном бачке также могут появляться следы от моторного масла – его «подсасывает» из блока цилиндров. После устранения неисправности чистка системы охлаждения – обязательна.

Ремонт подразумевает проведение разборки двигателя с заменой поврежденной прокладки. Естественно, выполнять это следует только специалисту, так как потребуется повторно настраивать расположение клапанов, устанавливать в верное расположение распределительный вал и так далее.

По какой причине чаще всего прогорают прокладки? Можно выделить ключевые:

  • естественный износ;
  • неправильно выполненная установка ранее (не затянуто, не смазана резьба затягивающих болтов и подобное);
  • некачественная прокладка;
  • использование б/у прокладок;
  • регулярный перегрев двигателя.

Без детальной диагностики работы моторы не обойтись при таком раскладе.

Неисправен насос

Циркуляция охлаждающей жидкости обеспечивается циркулирующим насосом (помпой), которая в действие приводится либо ременной передачей, либо от электродвигателя. Если же насос перестанет качать тосол, то он попросту не будет успевать охлаждаться, протекая через радиатор. Как правило, при такой поломке на приборной панели загорается сигнал «Check». Ремонт – замена насоса на новый.

В двигателях, где насос приводится в действие ременной передачей (встречается преимущественно в старых авто) также следует проверить не проскальзывает ремень. Это может возникать из-за попадания масла, антифриза, воды (в дождливую погоду).

Не работает вентилятор

Вентилятор устанавливается позади радиатора и создает мощный воздушный поток, который и охлаждает протекающую через него охлаждающую жидкость. Если он неисправен или не включается (так как вышел из строя температурный датчик), то радиатор будет продуваться недостаточно, соответственно, температура двигателя хоть и медленно, но будет подниматься до критической отметки свыше 110 градусов. Такое происходит преимущественно в теплую пору года, так как зимой и без вентилятора радиатор будет нормально охлаждаться при средних нагрузках двигателя.

Ремонт – либо замена вентилятора, либо термодатчика. В качестве временной меры можно рассматривать удаление термодатчика и подключение крыльчатки напрямую к 12В (к аккумулятору). В этом случае он будет работать постоянно без отключения (только когда включено зажигание).

Воздушный засор

Если в систему охлаждения попадает воздух, то образовывается пневматическая пробка, из-за которой тосол попросту не циркулирует через радиатор. Преимущественно подобное возникает при появлении небольших пробоин в патрубках или в самом радиаторе (через них воздух и «подсасывает»). Антифриз при этом практически сразу закипает в расширительном бачке после запуска двигателя.

Ремонт подразумевает устранение пробоины, найти её проще всего через тщательный осмотр системы охлаждения при запущенном двигателе. Необходимо найти, где именно жидкость просачивается.

Тосол пора менять

Тосол с течением времени теряет свои охлаждающие свойства. Это самая «безопасная» причина его кипения расширительном бачке. Ремонт очевиден: сливать старый антифриз, проводить чистку системы охлаждения и заливать новый. Опытные автомобилисты рекомендуют производить замену охлаждающей жидкости через каждые 40 – 50 тысяч километров (или 1 раз в 3 года, даже если автомобиль редко эксплуатируется).

Низкое давление окружающей среды

С подобным можно столкнуться во время путешествий. Дело в том, что чем выше автомобиль находится над уровнем моря, тем ниже температура кипения охлаждающей жидкости. Это – простейшие законы физики, известные ещё со школьного курса.

Если на высоте 0 метров над уровень моря температура кипения будет в диапазоне 100 – 110 градусов, то на высоте в 2,5 – 3 км кипеть антифриз начнет при 85 – 90 градусах. Но перегрева двигателя при этом возникать не должно. Это не поломка, а естественное поведение охлаждающей жидкости.

Меры предосторожности

Водитель обязан знать, что:

  1. При кипении тосола открывать крышку расширительного бачка или горловины радиатора категорически запрещено, так как можно получить обширные ожоги из-за массивного облака раскаленного пара.
  2. Проверять нагрев патрубков и радиаторов при включенном двигателя ладонью – нельзя. Для этого используются либо термопары, либо термометры с инфракрасными датчиками.
  3. Тосол – ядовитое вещество. Его ни в коем случае нельзя пробовать «на вкус». Даже несколько капель могут привести к весьма тяжелым последствиям.

Итого, вышеуказанные причины являются самыми распространенными, из-за чего в расширительном бачке начинает закипать или просто «бурлить» тосол. Если установить характер поломки самостоятельно не удается, то лучше обратиться к опытным специалистам из СТО. Но допускать регулярный перегрев мотора не стоит, так как ремонт заклинившего блока цилиндров совсем недешевое «удовольствие».

Почему закипает антифриз: основные причины и способы их устранения

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Как работает система охлаждения в автомобиле
  • По каким причинам может закипать антифриз
  • Как бороться с закипанием антифриза

Признаком поломки авто является постоянное закипание жидкости в охлаждающей системе силового агрегата. Это может привести к перегреву мотора и дорогостоящему ремонту. Причиной такой неисправности могут стать, казалось бы, незначительные дефекты, но если их не устранить, то последствия будут очень существенными. В этой статье мы подробно разберем, почему закипает антифриз, и рассмотрим способы диагностирования такой проблемы.

Принцип действия системы охлаждения

Чтобы правильно определить, почему закипает охлаждающая жидкость, следует разобраться, как работает система охлаждения мотора в современном автомобиле.

Принцип действия систем охлаждения:

  • При холодном двигателе жидкость в системе проходит по минимальному кругу, который включает водную рубашку силового агрегата, отопитель и термостат. В этом случае уровень ее будет нормальным.
  • Когда двигатель нагреется до определенной температуры, термостат откроет большой круг, включающий основной радиатор. Нагретая жидкость во всем контуре будет увеличиваться в объеме, и ее излишки начнут поступать в расширительный бачок. Чрезмерное давление сбрасывается специальным клапаном, который расположен в крышке бачка.
  • Когда рабочая температура силового агрегата достигнет 95 °С, весь антифриз будет протекать через радиатор, расширяясь в объеме до максимума. Излишки охлаждающей жидкости сбрасываются через вспомогательный патрубок, расположенный в верхней части радиатора, и кажется, что жидкость закипает.
  • При охлаждении мотора антифриз уменьшается в объеме, давление снижается. Для предотвращения разрежения в бачке предусмотрен клапан, через который поступает воздух снаружи.
Рекомендуем

Системы охлаждения многих машин имеют два клапана для сброса избыточного антифриза в расширительную емкость (из основного радиатора и печки салона).

Крышечка с клапанным устройством в разных модификациях машин может быть установлена на бачке или на заливной горловине основного радиатора. Во втором варианте лишний антифриз сбрасывается при определенных показателях давления в системе, а наружный воздух поступает в расширительный бачок через специальное технологическое отверстие.

Почему закипает антифриз в бачке

Кипением жидкости охлаждения в авто водители могут называть два процесса: ее бурление или закипание при высоких температурах.

Процесс кипения начинается, если температура рабочей среды в охлаждающей системе достигает 115 °С. Почему закипает антифриз в расширительном бачке? Причиной этого может быть ряд факторов:

  • заклинивание заслонки термостата в открытом положении приводит к постоянному протеканию жидкости по малому кругу, поэтому она не успевает охладиться;
  • неисправность датчика включения вентилятора охлаждения;
  • забиты соты радиатора охлаждения;
  • система охлаждения «завоздушена» (воздушная пробка препятствует свободному течению антифриза;
  • заклинил водяной насос, сломался его вал или разрушилась крыльчатка;
  • антифриз отличается малой плотностью (слишком разбавлен водой) и закипает уже при 100 °С.

Если антифриз закипает в результате описанных выше факторов, происходит перегревание мотора и силовой агрегат выйдет из строя. При высоких температурах алюминиевые поршни увеличиваются в объеме и будут оставлять задиры на внутренней поверхности стальных гильз цилиндров. Если своевременно не заглушить мотор, который нагрелся до слишком высокой температуры, придется проводить замену поршневой группы, а возможно и коленчатого вала.

Если водитель видит, что температурный показатель работы мотора превысил 110 °С, нужно остановить двигатель и разобраться, почему перегревается мотор. Капремонт потребует больших финансовых вложений.

Почему закипает антифриз в расширительном бачке, и как это проявляется

Тот факт, что жидкость охлаждения закипает в бачке при рабочих температурах в диапазоне 90–95 °С, может считаться нормальным явлением, если нет утечек из системы и других признаков неисправностей.

При тепловом расширении антифриза его лишний объем сбрасывается в бачок. Неопытный автолюбитель может принять возникающее при этом бурление за кипение.

Рекомендуем

Угрозу силовому агрегату несет повышение температуры антифриза. Если датчик на приборной панели показывает нормальное значение, перегрев мотора не произойдет.

Нужно отметить, что бурление антифриза не всегда может быть безобидным. Если этот процесс наблюдается при холодном двигателе и его сопровождают другие признаки неисправности, следует сделать диагностику системы охлаждения. Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся признаки неисправности.

Охлаждающая жидкость закипает через 2–5 минут после того, как вы заглушили мотор, указывает на поломку клапана, который встроен в крышку радиатора. Так как этот элемент постоянно открыт, то антифриз перемещается в расширительный бачок через патрубок, расположенный вверху.

Закипание антифриза и наличие потеков на корпусе емкости говорит о заклинивании клапана крышки бачка. В этом случае пар из системы вырывается наружу через негерметичную резьбу или вообще может взорвать расширительный бачок.

Обильный белый дым выхлопа и наличие потеков на расширительное емкости – симптомы того, что пробита прокладка блока цилиндров. В этом случае газы под высоким давлением, которое создают поршни, попадают в антифриз, и он закипает.

Если дефект прокладки приводит к попаданию моторного масла в охлаждающую систему, то в расширительном бачке будет формироваться эмульсия (ее «взбивает» водяной насос).

Пробитая прокладка головки блока цилиндров – это серьезная проблема, устранять которую следует как можно быстрее. Неисправности крышки расширительного бачка и перепускных клапанов не так критичны, но они приводят к утечке антифриза, что в, конечном итоге, приведет к перегреву мотора (признаком таких неисправностей может служить частое включение вентилятора охлаждения). Следует точно определить, почему закипает антифриз в радиаторе.

Как устранить проблему

При закипании охлаждающей жидкости в расширительном бачке и повышении температуры двигателя до показателей более 110 °С следует заглушить мотор и провести диагностику неисправности по следующему алгоритму:

  • Проверьте рукой, насколько нагревается нижняя часть радиатора. Если при закипевшем антифризе она не нагревается, значит, неисправен термостат. Нужно подождать, пока мотор остынет, и обеспечить доставку авто в автосервис для замены детали (ремонт термостата не производится).
Рекомендуем

Как бороться с неисправностью крышек расширительного бачка либо основного радиатора? Лучше сразу меняйте эти детали, так как после ремонта они «ходят» не очень долго. Параллельно следует обратить внимание на состояние пластикового корпуса расширительного бачка (в результате повышенного давления на нем могут появиться трещины). Использовать авто после заклинивая перепускного клапана охлаждающей системы нежелательно.

Читайте также  Уходит антифриз подтеков нет что делать

Замена пробитой прокладки между ГБУ и блоком цилиндров должна осуществляться в срочном порядке. Антифриз, смешанный с маслом, может сильно навредить двигателю. В результате такой поломки может произойти гидроудар, разрушатся стенки камеры сгорания на дизельном моторе. Основной признак пробитой прокладки – это белый дым выхлопа. Чтобы избежать серьезных поломок, нужно следить за изменением цвета и консистенции антифриза в расширительном бачке.

Термостат придется заменить, если при нагревании мотора нижний патрубок радиатора и основной радиатор холодные. Такая ситуация говорит о том, что клапан этого элемента не открывается на нужную величину, поэтому антифриз циркулирует только по малому кругу и не попадает в радиатор.

Вентилятор, охлаждающий основной радиатор, включается при достижении заданного параметра температуры охлаждающей жидкостью. Если этого не происходит, то антифриз закипает. Электромотор вентилятор ломается очень редко. Чаще всего для устранения неисправности нужно проверить его контакты.

Неисправность температурного датчика приводит к тому, что в нужное время сигнал на включение электро-моторчика вентилятора не поступает. Такой датчик подлежит замене.

Если антифриз закипает после его замены, то есть вероятность, что его качество не соответствует нужным стандартам. Нормальная охлаждающая жидкость закипает при повышении температуры в системе до +108 °С +110 °С. Некачественный антифриз может иметь более низкую температуру кипения.

Если в дороге в вашей машине закипает антифриз, следует проверить работу системы охлаждения по алгоритму, который представлен выше. Не стоит добираться в автосервис на своем авто при поломке водяного насоса, наличии дефектов прокладки ГБЦ и полном отсутствии охлаждающей жидкости в системе. В других ситуациях можно самостоятельно доехать к месту ремонта, обращая внимание на температуру мотора и совершая периодические остановки для его охлаждения. При недостаточном уровне антифриза в систему можно долить дистиллированную воду.

Почему закипает антифриз: из опыта автовладельцев

  1. Чаще всего проблема в радиаторе

«При заклинивании термостата в положении малого круга в жаркую погоду перегрев двигателя будет виден по положению стрелки на панели приборов. Если он заклинит на большом круге, то летом это будет почти не заметно (разве что мотор будет дольше прогреваться до рабочей температуры). Если держит давление клапан крышки радиатора, забиты его соты или выхлопные газы попадают в систему охлаждения, стоит проверить самое простое – просвечивает ли радиатор».

Спешка хороша только при ловле блох

«Если антифриз закипает на непрогретом моторе, скорее всего, повело прокладку ГБЦ и ее нужно заменить. Можно, конечно, посмотреть на клапан крышки расширительного бычка. Может, он заел или сломался. Затем нужно проверить уровень антифриза и наличие воздушной пробки в системе. Заливая охлаждающую жидкость, стоит проверить, не сорвало ли патрубки под давлением. Для этого можно использовать дистиллированную воду, чтобы не расходовать дорогой антифриз. Если с системой все в порядке, можно заливать антифриз».

Помпу заменил и порядок

«Я столкнулся с проблемой :машина с водой в системе охлаждения работала нормально (вентилятор включался на 92 °С), а когда залил антифриз, стала кипеть. Я опять промыл систему и залил дистиллированную воду – все опять в норме. После длительного изучения проблема была найдена. Оказалось, что из-за более высоких смазывающих характеристик антифриза проскальзывала крыльчатка водяного насоса. Опытным путем было установлено, что при нагревании вода из отверстий для сброса течет нормально, а антифриз еле сочится (при дальнейшем нагревании мотора течь охлаждающей жидкости вообще прекратилась). Замена водяного насоса исправила работу системы».

Нужно чистить и промывать

«Причиной того, что закипает тосол, может быть внутреннее и наружное загрязнение радиатора. Грязь собирается между радиаторами кондера и двигателя. Снаружи радиатор следует обмыть «керхером» и заменить жидкость в системе.

Если термостат заклинил, то жидкость течет по минимальному кругу (рубашка охлаждения и отопитель).

На крышке основного радиатора не должно быть ржавчины, а клапан должен быть исправным. Нагреваясь, антифриз увеличивается в объеме и заполняет расширительный бычок. Когда жидкость остывает, обратный клапан способствует ее «всасыванию» в радиатор до полного уровня».

Рекомендуем

«Недавно столкнулся с интересной ситуацией. Ехал по трассе с включенным кондером, и вдруг стрелка температуры поползла вверх. Я выключил кондер, температура снизилась. Но, когда стал ехать в горку, вижу, машина закипает. Я остановился, открыл капот и посмотрел на пробку радиатора: клапан попросту оторвался и отпал. Полторы тысячи км ехал, постоянно доливая воду, нигде не мог купить пробку. Оказывается, без нее мотор кипит, даже несмотря на то, что стояла вискомуфта и постоянно крутился вентилятор радиатора. Позже нашел пробку на разборке, поставил, и проблема ушла!».

Почему кипит антифриз и чем это опасно

Если регулярно кипит антифриз, это надо воспринимать как серьёзную поломку — под угрозой мотор! Ситуация возникает из‐за различных причин, в том числе и незначительных, но их последствия весьма плачевны.

Как работает система охлаждения

Классический блок охлаждения современного автомобиля работает по принципу циркуляции жидкости. Пока движок остужен, хладагент ходит по малому кругу, затрагивая водяную рубашку, отопитель и термочувствительный элемент. Уровень тосола нормальный.

После нагрева силового агрегата открывается круг большой. Вращение жидкости затрагивает уже основной радиатор. Хладагент расширяется, его избыток стекает в бак. Давление снижается за счёт работы переливного клапана крышки. При 100°© объём жидкости увеличивается до максимума, её излишки сбрасываются — именно в этот момент бурлит антифриз. По мере остывания двигателя хладагент сжимается, давление и кипение спадает. Это нормальный процесс, в ходе которого антифриз естественным образом нагревается и остывает.

Различают несколько видов охлаждающих систем ДВС.

  1. Воздушная. Представляет собой обдув холодными потоками, которые вытесняют горячий воздух из моторного пространства наружу. Такая система бывает естественной и принудительной с вентилятором. Эффективность данного вида, особенно для современных моторов, очень низкая. Поэтому используется только в комбинации с жидкостной.
  2. Жидкостная. Образована система трубчатыми контурами, по которым циркулирует хладагент. Бывает принудительного типа с насосом или термосифонного. В последнем случае циркуляция осуществляется за счёт разности плотностей нагретой и холодной жидкости. Как правило, эти два типа объединяются вместе, что даёт больший коэффициент полезного действия.
  3. Комбинированный. Используется обдув воздухом и система жидкостных контуров.

Схема системы охлаждения двигателя

Стоит отметить, что жидкостное охлаждение бывает открытого и закрытого типа. В первом случае есть сообщение с атмосферой — за это отвечает пароотводная трубка. А вот закрытая система полностью изолирована от окружающей среды. Поэтому и температура кипения здесь — намного выше.

В жидкостных и комбинированных системах основным звеном является радиатор. Он состоит из центральной части или сердцевины, верхнего и нижнего бачков, воздушного клапана и креплений. В зависимости от его типа, сердцевина (рубашка) образуется трубами, пластинами или сотами.

Верхний бачок оборудуется заливной горловиной и герметичной функциональной крышкой — в неё встроен паровой клапан, открывающийся при закипании жидкости. Также предусмотрен шланг для поступления антифриза. Нижний бачок имеет только патрубок, куда соединяется отводящий шланг.

Воздушный клапан нужен для наполнения радиатора воздухом после остановки мотора. После остывания антифриза может возникнуть эффект разрежения, что провоцирует сдавливание трубок. Поэтому инженеры предусмотрели подвод воздуха, заполняющего свободный объём.

Причины закипания антифриза

Когда тосол закипает с одновременным скачком температуры силового агрегата выше 115–120 градусов Цельсия, бейте в набат! В системе точно какое‐то из этих повреждений:

  • вышел из строя датчик, регулирующий электровентилятор;
  • поломался термостат — обычно его клапан открывается недостаточно, что не даёт жидкости нормально циркулировать;
  • снизился уровень «охлаждайки», тепло от ГБЦ не отводится — часто вызывается халатностью человека, забывшего своевременно заполнить бачок, или утечкой тосола через повреждённые или ослабленные соединения;
  • засорился основной радиатор;
  • сломался переливной клапан — бурление в этом случае начинается через 5 минут после остановки мотора;
  • попал воздух в систему — это нередко наблюдается после замены жидкости или при ослаблении соединений;
  • повредился электромоторчик принудительной циркуляции — включается при достижении антифризом определённой температуры (80-90°);
  • пробило прокладку ГБЦ — выхлоп отдаёт густым белым дымом;
  • заклинила помпа.

Загрязненный основной радиатор

Ещё одна из причин, почему такое происходит — залит плохой тосол с большим содержанием примесей и воды. Поэтому жидкость начинает булькать в расширительном бачке.

Самостоятельно найти причину перегрева современного двигателя очень сложно. Обычная температура многих моторов превышает 100° Цельсия. Точка кипения заметно повышается — до 120° и даже 125°, в зависимости от качества хладагента.

В чем опасность бурление тосола

Как и говорилось выше, если мотор прогрет до своей рабочей температуры в 90-95° (100-115°), антифриз не вытекает, и нет других признаков перегрева ДВС, ничего опасного в бурлении нет. Однако кипение, не связанное с естественной работой системы охлаждения, это сигнал к срочным действиям. Такая неполадка перегревает мотор. Часто именно от этого разрушаются внутренние детали силового агрегата, коленвал, распредвалы.

Различают лёгкий 10‐минутный перегрев, когда поршни двигателя оплавляются незначительно. Двадцать минут бурления уже грозит: искривлением корпуса ГБЦ, появлением трещин на головке, повреждением межкольцевых перегородок и разрушением сальников. Наконец, при более длительном игнорировании проблемы наступает критический момент. Двигатель просто ломается — полностью сгорают поршни и разрушаются все трущиеся элементы, вылетают клапанные гнёзда, разрушаются валы, пробивает стенки блока цилиндров. Поэтому вовремя замечать неполадки в системе охлаждения крайне важно, чтобы предпринимать соответствующие меры.

Кипение охлаждающей жидкости

Если наблюдается кипение «охлаждайки», категорически запрещается — нагружать автомобиль, газовать, тормозить. Также не стоит поливать силовую установку холодной водой, прикасаться к раскалённым деталям и открывать крышку расширительного бачка. А вот, как нужно поступать:

  • выехать на спуск;
  • плавно сбросить скорость, переключившись на нейтральную передачу — движущийся навстречу машине воздух обдует силовой агрегат и охладит его;
  • включить отопление салона на самую высокую температуру, с целью отвода тепла от радиатора;
  • катиться до полной остановки машины, желательно встав под сенью дерева;
  • заглушить мотор, но зажигание оставить пока включённым;
  • после того, как печка поработает ещё 5–10 минут, полностью выключить зажигание.

Далее открыть капот и подождать около 30–40 минут. Вызвать эвакуатор, который доставит машину в СТО или гараж. Если автосервис где‐то рядом, звать помощь необязательно. После того, как кипение прекратится — долить в радиатор чистой воды до стандартной отметки. Завести автомобиль, включить печку и доехать до места назначения. Делать 40‐минутные остановки при повышении температуры двигателя выше нормы.

Не получится добраться до сервиса без тягача, если вышел из строя водяной насос, повредилась головка и тосол уходит в больших количествах.

Как устранить неисправность

Сначала ощупывается нижняя часть радиатора. Если он в этом месте холодный, на 90 процентов неисправен термостат. А вот сильная утечка антифриза с резким повышением температуры хладагента — укажет, скорее всего, на заклинившую помпу.

Читайте также  Почему свистит ремень на холодную

Как разрешить некоторые неисправности.

  1. Воздушная пробка устраняется так. Надо скинуть шланг в самой верхней точке системы циркуляции — обычно, это патрубок дроссельной заслонки. Затем добавлять жидкость до тех пор, пока не потечёт из снятого места.
  2. Крышку с трещинами и другими повреждениями желательно сразу заменить новой. Ремонт в данном случае, если и поможет, то ненадолго.
  3. Разрушенную прокладку ГБЦ тоже надо менять незамедлительно. Если масло попадёт в тосол, эта гремучая смесь приведёт к большим проблемам. Например, на дизельном агрегате возможен гидроудар с последующим разрушением камеры сгорания.

Выявить остальные причины неполадок, удастся только после разборки системы и снятия деталей. Проблемы системы охлаждения лучше устранять в автосервисе. Мастера обладают достаточной квалификацией, чтобы суметь быстро найти причину неисправности.

Почему закипает, бурлит и булькает антифриз в расширительном бачке. Последствия закипания.

Работоспособность системы охлаждения двигателя во многом зависит от качества охлаждающей жидкости. В норме смесь прекрасно функционирует и не теряет своих свойств вне зависимости от температуры на улице. Если же антифриз закипает или его уровень резко снижается, это свидетельствует о проблемах либо в самой системе, либо в составе жидкости.

Для чего нужен антифриз

Главная функция охладителя – отводить тепло от нагретых деталей двигателя, не замерзать при отрицательных температурах и одновременно с этим не слишком перегреваться при больших нагрузках. Этим требованиям отвечают современные жидкости на основе двухатомного спирта, или этиленгликоля, либо пропиленгликоля. Помимо основной функции, антифриз служит нескольким дополнительным:

  • от его функционирования в системе охлаждения зависит уровень обогрева салона в холодное время года;
  • он обладает антикоррозийными свойствами и защищает комплектующие, с которыми соприкасается, от разрушения.

Последнее свойство возможно за счет присадок, создающих на месте очагов коррозии защитный слой либо, в зависимости от состава жидкости, обволакивающих поверхность всех комплектующих. SINTEC Multifreeze объединяет в себе обе технологии и действует по гибридному методу: неорганические присадки образуют защитный слой, карбоновые кислоты дополнительно защищают места образования коррозии.

Как работает система охлаждения

Иногда за закипание по ошибке можно принять легкое бурление, которое возникает при нормальной работе охладительной системы. В ней есть два контура: малый, в который входит водяная рубашка двигателя, термостат и печь, и большой – он проходит через основной радиатор. Алгоритм движения антифриза выглядит так:

  • пока двигатель не прогрелся, работает только малый контур, в расширительном бачке нормальное количество жидкости;
  • по мере нагрева открывается большой контур циркуляции, антифриз нагревается и увеличивается в объемах, попадает в бачок, отверстие в крышке которого стравливает лишнее давление;
  • когда система нагревается до определенного уровня, жидкость проходит через радиатор, а излишки сбрасываются через его патрубок. Иногда в этот момент может возникнуть ощущение, что антифриз закипает, тогда как в действительности это не так;
  • при остывании двигателя давление падает, жидкость уменьшается в объеме, через перепускной клапан в систему входит воздух.

Причины закипания антифриза

В действительности кипеть жидкость начинает в двух случаях: либо нарушен состав самого антифриза, либо в системах авто что-то не так, и алгоритм работает со сбоями. В норме кипения и тем более выкипания быть не должно – это свидетельствует о перегреве смеси.

Низкое качество смеси. Большинство антифризов на рынке на 90 % состоят из моноэтиленгликоля, еще 3–5 % составляет вода, а 5–7 % – присадки. Средняя температура кипения такой жидкости – 115 градусов. Если состав нарушен и воды в антифризе больше, чем нужно, температура кипения снижается, и охладитель закипает, в том числе при нормальной работе двигателя и других систем. Способ не допустить этого – покупать качественный и проверенный антифриз, не смешивать жидкости, которые не сочетаются друг с другом, избегать подделок и с осторожностью относиться к непроверенным продавцам.

Отработанный хладагент. В процессе эксплуатации ОЖ неизбежно происходит выработка присадок, которые имеют свой рабочий ресурс. В случае с антифризами класса G11 он составляет 2-3 года, G12 – 3-5лет, G13 – до 6-7 лет.

это важно! Но в среднем через каждые 3-4 года работы нужно менять охлаждающую жидкость именно по причине окончания срока действия ее ингредиентов. Со временем теряет свои первоначальные свойства и базовый состав хладагента. Такой антифриз может закипеть в условиях, вполне приемлемых для нового качественного состава. Если вы заметили признаки «старения» антифриза (например, он потемнел), лучше заменить такую жидкость, не дожидаясь регламентного срока.

Воздушная пробка. Достаточно часто ОЖ закипает в системе охлаждения из-за образования воздушной пробки, препятствующей нормальной циркуляции хладагента. Такое явление иногда происходит после замены охлаждающей жидкости. Чтобы устранить воздух из системы, машину устанавливают под уклоном, приподнимая переднюю ее часть. После этого выкручивают пробку радиатора и запускают двигатель. Стравливать воздух лучше вдвоем: один человек легко нажимает на педаль газа, второй в это время сдавливает патрубки до тех пор, пока в горловине радиатора перестанут появляться пузырьки. Если этот способ не принес результата, то ослабляют верхний патрубок, который приходит от печки, предварительно подготовив емкость для слива жидкости. Затем включают мотор и наблюдают за вытекающим антифризом: если воздушные пузырьки больше не идут, значит, пробка успешно удалена. Остается долить хладагент до нормы.

Недостаточное количество ОЖ. Если в автомобиле кипит антифриз, то прежде всего нужно обратить внимание на уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Недостаточное количество ОЖ – одна из наиболее распространенных причин закипания хладагента. Что в этом случае требуется от автовладельца? Разобраться с причиной падения уровня жидкости и долить недостающий объем антифриза. Прежде чем заливать ОЖ, нужно дождаться, пока система остынет, т. к. разогретый состав может под давлением вырваться наружу и нанести ожог. Затем следует убедиться, что утечек нет, хомуты затянуты, шланги и патрубки повреждений не имеют. Если дефектов не обнаружено, можно доливать антифриз.

Неисправности в автомобиле. Есть и другая причина. Если жидкость качественная и Вы в этом уверены, она может закипеть при излишнем превышении рабочей температуры. Это значит, что двигатель слишком сильно нагревается, и это может быть вызвано сбоями в работе систем.

На что смотреть. В первую очередь следует проверить:

  • термостат. Если он сбоит, большой контур циркуляции может просто не открыться, и в результате жидкость так и будет циркулировать по малому;
  • крышки расширительного бачка и радиатора. Их неисправность может привести к разгерметизации и снижению давления, в результате чего снизится температура кипения антифриза;
  • температурные датчики. Если они сломаны, работают некорректно, температура охлаждающей жидкости будет определяться неверно, что в конечном итоге приведет к ее перегреву;
  • электромотор охлаждения. Он отвечает за охлаждение радиатора, если антифриз нагревается выше определенной температуры, и сбой в его контактах или самом электродвигателе приводит к остановке работы;
  • помпу. Поломка или износ водяного насоса способны привести к неполадкам в его работе.

Радиатор. Износ самого радиатора – причина, по которой он может приводить к закипанию антифриза. Каналы, по которым течет жидкость, забиваются пылью, в них попадают насекомые, на них образуются отложения. В результате они становятся уже, и протекающий по ним охладитель не успевает остынуть и перегревается.

Почему антифриз бурлит

В отличие от закипания легкое бурление антифриза при работе – нормальное явление, которого не следует бояться. Отличить одно от другого поможет измерение температуры или внешний осмотр: охлаждающая жидкость закипает при температуре от 115 градусов (если смесь некачественная и сильно разбавлена водой, этот показатель может быть ниже). Тем не менее, если антифриз слишком сильно бурлит, обратите на этот признак внимание: лучше заблаговременно проверить узлы.

Чем опасно кипение

Закипание охлаждающей жидкости свидетельствует либо о плохом качестве или недостаточном уровне смеси, либо о серьезных неполадках в системе охлаждения. Они могут спровоцировать ряд неприятных последствий, в том числе опасных для нормальной работы авто:

  • перегрев элементов двигателя или системы охлаждения, влекущий за собой выход их из строя;
  • исчезновение антифриза из бачка: он может полностью выкипеть, результатом чего станет некорректная работа всей системы.

Ремонт автомобиля может повлечь за собой серьезные расходы. Если не разобраться с причиной выкипания антифриза, понадобится постоянно закупать новую жидкость, а в случае перегрева скорая поломка практически неминуема. Так что, если Вы обнаружили, что жидкость в расширительном бачке нетипичным образом булькает, а ее уровень снижается, постарайтесь принять меры как можно скорее.

Что делать, если кипит антифриз

это важно! В первую очередь нужно разобраться, почему это происходит: обследовать все узлы, которые могут стать причиной кипения. Если обнаружились неполадки в клапане, радиаторе, помпе или других элементах систем машины, их необходимо заменить либо отремонтировать как можно быстрее.

Как выбрать хороший антифриз

По цвету и запаху жидкости бывает довольно сложно понять, хорошая она или некачественная. Рекомендуется не экспериментировать и выбирать марки антифриза, подходящие для Вашей модели машины, или универсальные варианты, такие как мультифриз. Покупать охладитель нужно только в проверенных местах, чтобы не бояться столкнуться с некачественной подделкой. Правильно подобранная жидкость в автомобиле, в системах которого нет неисправностей, не будет кипеть, приводить к перегреву или поломке элементов. Главное – внимательно относиться к таблицам совместимости, не смешивать несочетаемые типы и пользоваться только проверенными марками. SINTEC Multifreeze, сочетающийся со всеми типами машин и подходящий практически для любых условий эксплуатации, станет хорошим выбором.

Вам также может быть интересно

Почему выбрасывает антифриз из расширительного бачка: причины, что делать

Одна из наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются владельцы отечественных и импортных авто, – вытекание или выплескивание антифриза из расширительного бачка. Что может быть причиной выброса жидкости из расширительного бачка, как не допустить такой поломки и что делать, если хладагент выливается из системы охлаждения?

Почему поднимается уровень антифриза в расширительном бачке

Для того чтобы температура двигателя не становилась критической, и машина не перегревалась, нужна работа системы охлаждения. Для этого используется охлаждающая жидкость. Поэтому ее уровень в расширительном бачке является одним из важнейших параметров, позволяющих вовремя вычислить поломку.

Почему антифриз загустел и превратился в кашу

Многие из водителей рано или поздно могут столкнуться с ситуацией, когда они видят, что антифриз загустел или превратился в кашу, то есть приобрел несвойственную ему консистенцию киселя или густого йогурта. Для того чтобы уберечь автомобиль от серьезного ремонта, а себя от аварии, лучше поскорее исправить эту поломку.