Как промыть систему охлаждения приора

Замена антифриза на Приоре

Вступление

Охлаждающая жидкость автомобиля является его неотъемлемой частью, без ее наличия авто не сможет работать продолжительное время, так как двигатель перегреется и заклинит. Система охлаждения ДВС обладает не сложной конструкцией, но несет в себе немаловажную роль в долговечности двигателя. На Приоре с завода в качестве ОЖ используют антифриз, который обеспечивает нормальную работу двигателя в знойную жару и студеную зиму, поддерживая оптимальную температуру.

Антифриз проходит через блок двигателя, радиатор охлаждения и печки под действием центробежной силы помпы, а термостат определяет направление ОЖ по контуру. Во всех автомобилях есть два контура малый и большой.

За время эксплуатации охлаждающая жидкость способна терять свои свойства, получать различные окисления, загрязняться вследствие чего возможен выход из строя компонентов СОД, с которыми контактирует антифриз.

Чтобы уберечь свой автомобиль от поломок периодически следует проводить замену антифриза.

Когда проводить замену?

Завод изготовитель рекомендует провести смену штатной охлаждающей жидкости после 75 000 км или 5 лет эксплуатации автомобиля. Эти цифры характерны только для нового автомобиля, так как все детали СОД являются новыми без следов окисления и ржавчины. Если же автомобиль приобретался на вторичном рынке, то рекомендуется провести замену с промывкой системы сразу же после его покупки. И в последующем проводить смену антифриза каждые 50 000 км или 3 года эксплуатации.

Пример старого антифриза со ржавчиной

Если в Приоре по каким-то неизвестным причинам был залит тосол, то его следует сменить на антифриз. Тосол обладает более активными химическими веществами, со временем вступающими в реакцию с алюминием тем самым выводя из строя термостат или помпу.

Объем охлаждающей жидкости в Приоре

Количество ОЖ необходимое для правильной работы ДВС Приоры равно 7,9 литра. Данные цифры заявлены заводом изготовителем, но не являются эталоном. Емкость для ОЖ может заполниться и от 6,5 литров. Контроль по наличию и объем антифриза следует проводить после того как мотор прогреется до рабочей температуры. При необходимости ОЖ нужно долить либо откачать.

Объем охлаждающей жидкости не зависит от модели двигателя Приоры. Следовательно, количество ОЖ будет одинаковым как для 8-ми клапанного, так и для 16-ти клапанного двигателя.

Выбор антифриза

Производить выбор жидкости Вы вправе сами, но экономить на этом не рекомендуется. Низкокачественная ОЖ может замерзнуть при низких температурах и вывести из строя силовой агрегат. Лучше всего использовать средние по цене жидкости начиная от 600 рублей за 5кг.

Рекомендуется заливать жидкость того же цвета что и была до замены. С завода в Приору заливают красный антифриз.

Список производителей, которым можно доверять:

  • Felix
  • ShellZone
  • NORD
  • Sintec
  • X-Freeze

Неисправности ДВС из-за ОЖ

Одним из самых неприятных моментов связанных с ОЖ, с которыми сталкиваются автолюбители – уход антифриза из расширительного бачка. В лучшем случае это случается из-за расслабленного хомута на одном из патрубков, а в худшем из-за пробоя прокладки между головкой и блоком цилиндров.

Причины, по которым уходит антифриз:

  • Расслаблены хомуты на патрубках;
  • Поврежден радиатор основной или печки;
  • Лопнул расширительный бачок;
  • Течет сальник помпы;
  • Повреждена прокладка между ГБЦ и блоком;

Смешивание

Часто люди на форумах задаются вопросом, а можно ли смешивать охлаждающие жидкости. Ответ на этот вопрос есть только один – НЕТ! Никогда не смешивайте разные ОЖ, особенно тосол и антифриз. Все данные жидкости обладают разными химическими формулами и между ними может произойти реакция, под воздействием высокой температуры.

Последствия смешивания

Допускается смешивание антифризов разных марок, но одинаковых цветов.

Воздушная пробка

Конструкция СОД на Приоре сделана таким образом, что воздушная пробка в ней выдавливается самостоятельно самой системой. При замене антифриза образовавшаяся воздушная пробка самостоятельно выйдет из системы при прогреве автомобиля до рабочей температуры и открытия термостата на большой круг через основной радиатор.

Следовательно, все мифы о воздушной пробке на приоре это блеф!

Следует обратить внимание на пробку расширительного бачка, она должна быть исправна, клапан сбрасывающий давление должен исправно функционировать. В противном случае выход воздушной пробке будет невозможен.

Процесс замены антифриза

Замена ОЖ процедура не сложная, но требующая наличия инструмента и небольших навыков в ремонте автомобилей.

Процесс смены на двигателях 16 и 8 клапанов не имеет отличий, все работы выполняются одинаково.

Перед заменой необходимо подготовить шланг длинной 1м и изолентой примотать к нему воронку. Воронку можно сделать из пластиковой бутылки.

Что понадобиться:

  • 10 литров антифриза;
  • Тара объемом не менее 10 литров;
  • Трещотка, удлинитель, головка «на 13», «на 19» и «на 10» мм;
  • Крестовая отвертка;

Работы необходимо проводить на холодном двигателе, ни в коем случае не сливайте жидкость на горячем двигателе – появляется вероятность получить серьезные ожоги, так как температура ОЖ достигает 100 градусов.

Порядок работ по смене ОЖ

Работы желательно проводить на смотровой яме или эстакаде, но если таковых не имеется можно обойтись и без них.

  • Загоняем автомобиль на яму, снимаем защиту картера двигателя и откручиваем крышку расширительного бачка.

  • Трещоткой и головкой «на 13» ослабляем пробку слива ОЖ на блоке ДВС до того момента пока она не будет откручиваться свободно «от руки». Подставляем тару и с помощью шланга с воронки сливаем ОЖ из блока.

  • Закручиваем пробку на место и теперь передвигаем тару под радиатор. На некоторых моделях Приоры на радиаторе не имеется сливной пробки, поэтому слив антифриза следует проводить через нижний патрубок.
  • Откручиваем пробку (либо хомут на нижнем патрубке и снимаем его) и сливаем ОЖ из радиатора. После чего закручиваем все на место.

Далее рекомендуется промыть систему дистиллированной водой с лимонной кислотой.

  • На 10 литров дистиллированной высыпаем 1 пакетик лимонной кислоты. Данный раствор заливаем в расширительный бачок и запускаем двигатель.

  • Даем поработать двигателю в течение 5 минут, после останавливаем его и даем постоять в течение 5 минут, затем сливаем раствор.
  • После промывки заливаем новую ОЖ, прогреваем мотор, контролируем уровень антифриза и радуемся. Процесс по смене охлаждающей жидкости завершен.

Видео

Промывка системы охлаждения перед заменой антифриза

Промывать систему охлаждения двигателя целесообразно при каждой замене антифриза согласно регламенту ТО автомобиля. Процесс одинаков для всех автомобилей. При этом есть как специализированные, так и «народные» средства, которыми принято промывать двигатель при замене антифриза.

Когда необходимо промывать двигатель при замене антифриза

Система охлаждения двигателя перед заменой антифриза промывается обязательно:

  • при смене класса охлаждающей жидкости, к примеру, антифриз марки G12 решили заменить на G13, либо вообще не известно, что за жидкость находится в системе охлаждения;
  • если в расширительном бачке системы охлаждения визуально определяется загрязненность охлаждающей жидкости;
  • если в слитой охлаждающей жидкости имеются частицы ржавчины и иные загрязняющие предметы;
  • если в систему охлаждения заливались дополнительные составы для устранения протечек.

Чем промыть систему охлаждения двигателя при замене антифриза

Промывка осуществляется чистой водой, желательно дистиллированной. Целесообразно заливать не воду, а приготовить раствор, в котором будет 80% воды и 20% антифриза (который будет залит после промывки).

Такой раствор сравнительно дешев, позволяет качественно промыть систему охлаждения, химические элементы нового антифриза вступят в реакцию с элементами системы охлаждения и образуют защитную пленку.

В случае использования для заливки не готового антифриза, а дистиллированной воды и концентрата антифриза, закладку концентрата в раствор для промывки снижают в 5 раз от нормы. Если нет в наличии дистиллированной воды, то для промывки допустимо применять кипяченую воду (кипятить 25–30минут).

В последнее время в продаже появилось новое средство для промывки системы охлаждения. Оно не имеет сильной кислотной или щелочной реакции, его pH нейтрален. Этот препарат не разрушает элементы системы охлаждения и относится к вариантам «мягкой промывки».

Его добавляют в расширительный бачок системы охлаждения за 1–2 тыс. км до планируемой замены охлаждающей жидкости. Применяя такие препараты, целесообразно потом промыть систему охлаждения раствором антифриза и дистиллированной воды.

Читайте также  Когда менять моторное масло

Применять различные специальные составы на основе кислот и щелочей не рекомендуется. После промывки такими составами, могут образоваться протечки в системе охлаждения. К тому же полностью слить охлаждающую или промывочную жидкость не получится, оставшийся объем может плохо отразиться на составе нового антифриза.

Процесс промывки системы охлаждения

Процедура промывки мало чем отличается от замены охлаждающей жидкости. Выполняется на подъемнике либо с использованием ямы, хотя при желании, на многих моделях авто, эти работы можно выполнить и просто на ровной площадке. Подготавливается весь необходимый инструмент, емкости для сливаемой жидкости.

Процедуру по промывке и замене охлаждающей жидкости следует проводить на холодном моторе, поскольку при работе двигателя температура охлаждающей жидкости достигает 78–115 °С. Горячая жидкость может находиться под повышенным давлением в системе охлаждения и представлять опасность для человека.

Как промыть систему охлаждения двигателя при замене антифриза:

  1. Визуально осмотреть шланги системы охлаждения. Если имеются трещины — приобрести новые шланги и стальные хомуты для их крепления.
  2. Снять крышку с расширительного бачка системы охлаждения.
  3. Подставить емкость для сбора жидкости под сливное отверстие в корпусе радиатора.
  4. Открыть сливное отверстие в корпусе радиатора (обычно расположено в низу радиатора).
  5. Открыть заправочное отверстие в корпусе радиатора (обычно расположено сверху радиатора).
  6. Дать полностью стечь жидкости.
  7. Закрыть сливное отверстие внизу радиатора.
  8. Залить промывочный состав в радиатор до горловины и затем плотно закрыть заливное отверстие крышкой.
  9. Залить промывочный раствор в расширительный бачок системы охлаждения до отметки максимального уровня. Крышку не закручивать, лишь положить сверху на горловину бачка, что бы избежать выбросов брызг.
  10. Завести мотор, включить печку. Прогреть мотор до включения электрического вентилятора принудительного охлаждения (находится рядом с радиатором системы охлаждения). При этом следить за уровнем жидкости в расширительном бачке. Периодически доливать. При необходимости сжимать рукой шланги системы охлаждения для более полного удаления пузырьков воздуха, используя защитные рукавицы, поскольку температура поверхности шлангов может быть велика.
  11. После того как мотор полностью прогрелся, воздух с салонной печки идет горячий, дать еще поработать двигателю 5–10 минут и выключить.
  12. Плотно закрыть крышкой расширительный бачок и дать постоять автомобилю несколько часов, а лучше сутки, затем слить промывающую жидкость и залить антифриз.

Внимание! Водный раствор антифриза не обладает достаточной морозоустойчивостью.

Рекомендации

Если процедура промывки осуществляется в зимнее время в неотапливаемом боксе, следует сразу после выключения двигателя сливать промывочную жидкость и заливать антифриз.

Оставление промывочной жидкости при отрицательных температурах наружного воздуха может привести к размораживанию системы охлаждения, вплоть до разрушения радиатора, водяной помпы, охлаждающей рубашки двигателя.

Размораживание двигателя приводит к очень дорогому капитальному ремонту. Радиатор системы охлаждения так же не самая дешевая запасная часть в автомобиле.

Самостоятельно промываем радиатор, не снимая его с автомобиля

Ни один двигатель внутреннего сгорания не может работать без нормального охлаждения. В моторе множество трущихся деталей. Если своевременно не отводить от них тепло, двигатель просто заклинит. Радиатор является ключевым элементом автомобильной системы охлаждения. Но и он нуждается в регулярной промывке. Разберёмся, как выполнить эту процедуру самостоятельно.

Почему радиатор загрязняется

Причина внешнего загрязнения радиатора очевидна: грязь попадает на него прямо с дороги. Устройство находится в подкапотном пространстве и не имеет специальной защиты. В лучшем случае под радиатором может быть установлен небольшой щиток, не позволяющий крупным камням и мусору попасть в рёбра устройства.

А причин внутреннего загрязнения существует две:

  • грязь попадает в систему охлаждения извне. Если в радиаторных шлангах или в самом радиаторе есть трещины и герметичность системы нарушена, то её засорение является лишь вопросом времени;
  • радиатор загрязняется из-за плохого антифриза. Не секрет, что найти сегодня качественный антифриз не так-то просто. Рынок буквально наводнён подделками. Особенно часто подделывают антифризы известных брендов.

И в грязном, и в поддельном антифризе содержится множество посторонних примесей. Радиатор в процессе работы сильно нагревается. Иногда антифриз может даже закипеть, а содержащиеся в нём примеси образуют накипь, которая затрудняет циркуляцию охлаждающей жидкости. Что и приводит к перегреву мотора.

Когда следует промывать радиатор

Вот признаки того, что система охлаждения засорилась:

  • двигатель быстро перегревается даже в холодное время года, после чего появляются провалы мощности, которые особенно заметны при попытке разогнаться;
  • на приборной панели постоянно горит лапочка «охлаждающая жидкость», хотя антифриз есть. Это ещё один типичный признак засорившегося радиатора.

Чтобы избежать вышеперечисленных проблем, производители автомобилей рекомендуют промывать системы охлаждения как минимум раз в 2 года.

Различные способы промывки радиатора без его снятия

Промывать радиатор можно различными жидкостями. А из инструментов автовладельцу потребуется только рожковый ключ, чтобы открутить пробку сливного отверстия в системе охлаждения. Сама последовательность промывки отличается лишь типом используемой жидкости и состоит из следующих этапов:

  1. Двигатель автомобиля заводится, работает на холостом ходу 10 минут, затем его следует заглушить и дать остыть в течение 20 минут.
  2. Откручивается сливная пробка. Старый антифриз сливается. На его место заливается промывочная жидкость.
  3. Мотор вновь заводится и работает 10–15 минут.
  4. После остывания двигателя жидкость сливается. На её место заливается дистиллированная вода, чтобы удалить из радиатора остатки моющего средства.
  5. В систему заливается новый антифриз.

Промывка специальными средствами

В любом магазине автозапчастей можно найти специальные составы для промывки автомобильных систем охлаждения. Их много, но наибольшей популярностью у автолюбителей пользуются две жидкости: LAVR и «Моторесурс».

Они отличаются оптимальным соотношением цены и качества. Последовательность промывки приведена выше.

Промывка лимонной кислотой

Кислота хорошо растворяет накипь. Для создания кислой среды в радиаторе водители успешно применяют раствор лимонной кислоты в воде.

Вот главные особенности процесса:

  • раствор готовится в пропорции 1 килограмм кислоты на 10-литровое ведро воды. Если радиатор засорился не слишком сильно, то содержание кислоты может быть снижено до 700 грамм;
  • промывка производится по схеме, приведённой выше, за исключением одного важного момента: горячий кислотный раствор сливается из системы не сразу, а примерно через час. Это позволяет добиться наилучшего эффекта.

Видео: промываем радиатор лимонной кислотой

О промывке дистиллированной водой

Дистиллированная вода очень редко используется в качестве самостоятельного моющего средства. Это делается лишь при небольших загрязнениях радиатора. Причина проста: вода не растворяет накипь. Она лишь вымывает скопившийся в радиаторе мусор и грязь. Именно по этой причине дистиллированную воду обычно используют только для промывки радиатора после основного моющего средства.

Промывка кока-колой

У кока-колы множество нестандартных применений. В их число входит и промывка радиатора.

Попав в систему охлаждения и разогревшись, напиток быстро растворяет даже очень толстый слой накипи. Но есть два важных момента:

  • время работы мотора при промывке должно быть не более 3 минут. Затем мотор глушится, а напиток сливается из системы только через полчаса;
  • промывать систему водой после кока-колы необходимо очень тщательно. В напитке содержится много сахара. И он может осесть на трубках радиатора.

Чем нельзя промывать радиатор

Вот что не рекомендуется заливать в радиатор:

  • воду из-под крана. В ней содержится множество примесей и неорганических солей. При закипании такой воды в радиаторе образуется ещё больше накипи;
  • раствор уксусной кислоты. Уксусная кислота неплохо подходит для промывки электрочайников, а вот в радиатор её лучше не заливать. Она не только растворит накипь, но и разъест радиаторные трубки.

Очистка внешних элементов радиатора

Оптимальный вариант — промывка радиатора водой под давлением. Сделать это можно как у себя в гараже (при наличии подходящего компрессора), так и на ближайшей автомойке.

Такой способ очистки отлично удаляет даже самые мелкие загрязнения, вроде тополиного пуха, набившегося между рёбрами радиатора. Но нужно помнить следующее:

  • напор воды не должен быть слишком сильным, поскольку рёбра радиатора очень тонкие и легко деформируются;
  • в воде не должно быть никаких агрессивных химических добавок. К радиатору крепятся резиновые шланги с хомутами и прокладками. Агрессивные моющие средства могут всё это разъесть, и система охлаждения потеряет герметичность.

Как избежать загрязнения радиатора

Полностью изолировать радиатор от грязи не получится. Всё, что может сделать автолюбитель — сделать так, чтобы радиатор не засорялся как можно дольше. Добиться этого можно следующими способами:

  • использовать только качественный антифриз, рекомендованный производителем автомобиля. Марку и тип охлаждающей жидкости можно узнать в инструкции по эксплуатации машины. А приобретать такой антифриз можно в специализированных сервисных центрах, имеющих соответствующие сертификаты;
  • возить с собой запас дистиллированной воды. Когда водитель обнаруживает, что антифриза нет, он обычно заливает в радиатор всё, что попадётся под руку. Обычно это вода из реки или ручья. Количество накипи, образующееся в радиаторе после такой воды, огромно. Поэтому всегда следует иметь под рукой дистиллированную воду. Она позволит доехать до гаража и продлит срок службы радиатора.

Итак, каждый, кто хочет, чтобы его машина работала нормально, обязан держать радиатор в чистоте. Для его промывки не требуется никаких специальных навыков. Всё, что необходимо — рожковый ключ и подходящее моющее средство.

Замена ТОСОЛа Лада Приора: как поменять самому

Замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения Лада Приора должна выполняться каждые 75 тыс. км пробега. Также антифриз нужно менять каждые 5 лет независимо от пробега. Причина — присадки в составе охлаждающей жидкости «срабатываются», в результате чего изменяются свойства антифриза.

Процедура замены охлаждающей жидкости не является сложной, благодаря чему заменить антифриз или ТОСОл на Приоре можно своими руками. Для этого необходимо:

  • выполнить слив охлаждающей жидкости;
  • промыть систему охлаждения (при необходимости);
  • залить новый антифриз в полном объеме;
  • удалить воздушные пробки;
  • проверить систему охлаждения на герметичность.

При этом важно учитывать определенные нюансы: как слить ТОСОЛ с Приоры, где сливная пробка охлаждающей жидкости находится на данном автомобиле и т.д. Подробнее читайте в нашей статье.

Когда и почему нужна замена антифриза Приора

На Лада Приора система охлаждения двигателя не отличается сложным устройством, однако в конструкции присутствуют элементы, изготовленные из разных материалов (пластик, резина, алюминий). Для защиты этих деталей необходима периодическая замена охлаждающей жидкости.

Важно учитывать, что охлаждающая жидкость циркулирует в двигателе, постоянный нагрев и охлаждение дополнительно оказывают негативное влияние на компоненты системы. Для эффективного охлаждения мотора, а также для увеличения срока службы деталей системы охлаждения в систему заливается особая жидкость – антифриз или ТОСОЛ.

При этом со временем присадки в составе охлаждающей жидкости теряют свои свойства. Также в антифризе накапливаются загрязнения и отложения. Результат — охлаждение мотора ухудшается, защита от коррозии постепенно слабеет.

Если антифриз или ТОСОЛ долго не менять, возможна закупорка тонких каналов, на внутренних поверхностях деталей формируется вязкий слой из отложений, ржавчины и грязи. В дальнейшем активная коррозия разрушает металлические элементы, а повышенные нагрузки выводят из строя резиновые детали (патрубки) и элементы из пластика. По этой причине охлаждающую жидкость нужно менять каждые 70-80 тыс. км пробега или каждые 4-5 лет.

Еще добавим, что явное изменение цвета антифриза, сильное помутнение, появление хлопьев, масляных пятен или желеобразных сгустков указывает как на проблемы с самой жидкостью, так и на возможные неисправности двигателя и его систем. В этом случае мотор нуждается в срочной диагностике, а сама охлаждающая жидкость должна быть заменена как можно быстрее.

Сколько литров охлаждающей жидкости в системе охлаждения Lada Priora

Перед заменой необходимо определить, сколько антифриза заливать. В пустую систему на Приоре по паспорту входит около 7.84 литра жидкости. Однако при замене часть жидкости слить не удается, в результате чего для замены часто бывает достаточно около 6-6.5 литров.

С учетом того, что ТОСОЛ или антифриз зачастую реализуется в виде концентрата, общим правилом является:

  • смешивание концентрата в соотношении 50:50 (50% антифриза и 50% воды);
  • смешивание в соотношении 60:40 (60% антифриза и 40% воды);

Получается, для замены необходимо приобрести 4 литра концентрата и 4 литра дистиллированной воды. Готовый антифриз на Приору получится с небольшим запасом. Этот запас нужно слить в герметичную емкость и сохранить, так как в дальнейшем жидкость пригодится на долив.

Что выбрать: антифриз или ТОСОЛ

Как ТОСОЛ, так и антифриз являются охлаждающими жидкостями. При этом антифриз — международное название, обозначающее охлаждающие жидкости для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Тосол также является аналогом антифриза, разработан был еще во времена СССР. Примечательно то, что название ТОСОЛ не запатентовано. В результате сегодня производители антифризов активно выпускают продукцию под названием ТОСОЛ. Такая жидкость сегодня не имеет ничего общего со старой советской разработкой и является все тем же антифризом. Получается, это антифриз, только отечественного производства.

Главное, избегать смешивания разных типов охлаждающих жидкостей, а также использовать в системе охлаждения продукты, свойства которых соответствуют допускам самого автопроизводителя.

Замена антифриза на Приоре

Для замены охлаждающей жидкости на Приоре необходимо загнать автомобиль на яму или поднять на подъемнике, снять защиту картера и выполнить другие подготовительные процедуры. Все работы по замене необходимо проводить только после того, когда двигатель остынет!

  1. Сначала необходимо сбросить избыточное давление в системе охлаждения. Для этого откручивается крышка расширительного бачка.
  2. Затем нужно обнаружить место, где находится сливная пробка охлаждающей жидкости (в нижней части правого бачка радиатора).
  3. Далее под пробку ставится емкость около 8 л, крышка на расширительном бачке закручивается (это позволит избежать слишком интенсивного слива).
  4. Затем от руки можно отвернуть пробку сливного отверстия радиатора, после чего начнется слив жидкости в емкость.

  • Получив доступ к пробке (сняв стартер или без его снятия) при помощи ключа на «13» можно выкрутить пробку сливного отверстия блока цилиндров, после чего охлаждающая жидкость сольется из двигателя.
  • После слива остается закрутить пробки сливных отверстий (на радиаторе и блоке цилиндров). Затем через расширительный бачок свежий антифриз заливается в систему охлаждения.
  • Завершает процесс замены антифриза запуск двигателя, после чего на работающем моторе нужно несколько раз сжать все шланги системы охлаждения (помогает распределить жидкость и выдавить воздух).
  • После сжатия шлангов следует проверить уровень жидкости в бачке, довести до нормы, когда жидкость стоит между отметками «мин» и «макс» и закрутить крышку расширительного бачка.
  • Рекомендации

    1. Сразу после замены охлаждающей жидкости мотор нужно прогреть, параллельно проверяя нагрев нижнего шланга радиатора. Сначала он должен быть холодным, но в дальнейшем быстро нагреваться. Его нагрев укажет на то, что антифриз нормально циркулирует по большому кругу.
    2. Дальше мотор следует продолжать прогревать до момента включения вентилятора системы охлаждения. После выключения вентилятора двигатель следует заглушить и дать мотору остыть.

    При помощи накидного ключа «13» откручивается гайка, снимается наконечник провода с контактного болта тягового реле. Теперь ключом на «13» выкручиваются болты крепления стартера (3 штуки), стартер снимается с автомобиля. При наличии коробки с тяговым управлением, снятие стартера не требуется.

    Лучшие средства для промывки системы охлаждения двигателя

    Периодическая промывка системы охлаждения двигателя позволяет поддерживать нормальное циркулирование жидкости и защищать мотор от перегрева. Выполнить эту процедуру самостоятельно несложно — главное подобрать подходящий состав и внимательно следовать инструкции.

    Зачем промывать систему охлаждения и как часто выполнять процедуру

    Хотя хладагент циркулирует в замкнутом пространстве, он все равно загрязняется от продуктов распада антифриза и износа деталей, осадков солей или использования неподходящих (либо некачественных) составов. При неисправности системы также возможно попадание в контур машинного масла или паров топливной смеси.

    Как часто следует промывать систему охлаждения:

    • раз в 1–3 года (или по достижении пробега 50 000 км);
    • при замене хладагента;
    • после ремонта узлов рубашки охлаждения или возникновения протечек;
    • если в антифризе визуально заметны мелкие примеси или частицы масла.

    Движение хладагента в охлаждающей системе.

    После ремонта узлов в антифриз иногда попадают частицы герметика, а при неаккуратной замене трубок — пылинки и мелкий мусор.

    На новых моторах в проведении процедуры нет необходимости. Основные симптомы, говорящие о том, что требуется промывка:

    • частый и беспричинный перегрев двигателя;
    • видимые следы масла, хлопья или отложения в бачке;
    • периодическое закипание антифриза;
    • медленный прогрев мотора;
    • плохая работа печки (особенно при низких температурах);
    • замедленная реакция на сигналы термостата.

    Помимо внутреннего очищения системы, также необходима периодическая внешняя промывка радиатора от пыли, грязи, копоти и останков насекомых.

    Узнать степень загрязнения охлаждающей жидкости можно визуально:

    • темный цвет и густая консистенция — требуется срочная очистка;
    • мутная светло-бурая жидкость с масляными пятнами и посторонними вкраплениями — контур может функционировать, но, чтобы избежать повреждений силового агрегата, рекомендуется промыть систему.
    • прозрачная жидкость — норма.

    Меры предосторожности

    Промывка системы охлаждения двигателя своими руками — процедура несложная, но чтобы не причинить вреда автомобилю или своему здоровью, не следует:

    • проводить работы без резиновых перчаток;
    • сливать и заливать жидкость при горячем двигателе;
    • промывать систему в холодную погоду или оставлять жидкость в бачке на ночь, если возможны заморозки;
    • выбирать соду и другие агрессивные составы для очищения агрегатов из алюминия — такие средства безопасны исключительно для медных радиаторов.

    Если вы оставили очищающее средство на ночь или на продолжительное время, не забывайте его вовремя слить, а также промыть систему (при необходимости).

    Перед тем, как выбрать подходящий очиститель, проверьте его состав:

    • нейтральный (без активных компонентов) — создан для профилактики загрязнений;
    • кислотный — для очистки от накипи и отложений неорганической природы;
    • щелочной — от загрязнений органической природы;
    • кислотно-щелочной — самый сильный состав для особо тяжелых случаев.

    Самый простой и щадящий вариант промывки

    Промывка радиатора охлаждения двигателя чистой водой не нанесет вреда узлам системы, но и застарелую грязь не удалит. Процедуру полезно проводить при слабом загрязнении жидкости или перед сменой антифриза.

    Используйте исключительно дистиллированную воду — в водопроводной много солей и других примесей.

    Порядок проведения процедуры:

    1. Припаркуйте машину на ровной поверхности и дайте двигателю остыть.
    2. Откройте расширительный бачок.
    3. Поставьте пустую тару под сливное отверстие радиатора и откройте его.
    4. После слива всей охлаждающей жидкости залейте дистиллированную воду.
    5. Заведите мотор и дайте ему полчаса поработать на холостых оборотах.
    6. Слейте воду и оцените ее состояние: если она очень грязная — повторите процесс.
    7. Залейте новый антифриз.

    Для очистки можно использовать раствор, состоящий из 80% дистиллированной воды и 20% хладагента, который вы будете заливать в дальнейшем.

    Лучшие магазинные препараты 2021 года для промывки охлаждающего контура

    ТОП-5 лучших профессиональных средств для очистки системы охлаждения в домашних условиях.

    Известный российский производитель предлагает несколько вариантов препаратов для безопасной промывки охлаждающего контура:

    • Классическая промывка Lavr содержит профессиональные компоненты, позволяющие убрать отложения, накипь, продукты разрушения металлических и резиновых узлов, а также распада хладагента. Состав можно применять как для легкового, так и для грузового транспорта.
    • Синтетическая промывка Lavr Professional подходит для систем охлаждения любой конструкции, быстро и качественно удаляя осадок, накипь, продукты разложения, частицы жира и ржавчины, а также другие загрязнения.
    • Двухкомпонентная система Lavr Radiator Flush Classic для сложных загрязнений. Первый флакон с кислотным составом размягчает и разрушает даже сильные отложения, и легко выводит все лишнее из охлаждающего контура во время слива. Второй препарат — щелочной, он удаляет жировые загрязнения и отходы хладагентов, а также нейтрализует кислую среду.

    Liqui Moli Kuhler Reiniger

    Очиститель системы охлаждения двигателя Liqui Moly Kuhler Reiniger с легкостью уничтожает накипь, грязь и жирный осадок на всей протяженности водяной рубашки ДВС. Поскольку средство не содержит агрессивных компонентов, его можно применять для промывки узлов охлаждения при каждой замене хладагента.

    Wynn’s Cooling System Flush

    Концентрированный состав, позволяющий быстро и эффективно устранить:

    • коррозию;
    • накипь;
    • частицы масел и смазок;
    • отходы хладагентов.

    Присадки в составе Cooling System Flush обезжиривают и очищают весь контур охлаждения, при этом средство безопасно для резиновых, металлических и пластиковых элементов.

    Запрещается смешивать между собой различные составы промывочных средств.

    Bizol r70 Radiator Clean+

    Концентрат для очистки охлаждающего контура, сделанный в Германии. BIZOL Radiator Clean растворяет все виды загрязнений, в том числе масло и известь, а благодаря мягким действующим компонентам он безвреден для любых уплотнительных материалов.

    Hi-Gear Radiator Flush

    Препарат позволяет за небольшое время эффективно очистить систему от ржавчины, жирных отложений, накипи и продуктов износа. Hi-Gear Radiator Flush не содержит щелочей и не требует нейтрализации после использования.

    Перед тем, как промыть систему охлаждения двигателя специальным средством необходимо внимательно изучить инструкцию — технология у разных составов может заметно отличаться.

    Бытовая химия для промывки системы охлаждения

    Народные средства для промывки ДВС не менее эффективны, чем профессиональные, но к их выбору нужно подходить ответственно.

    Лимонная кислота

    Раствор лимонной кислоты очищает от грязи и ржавчины, но только при не очень сильных загрязнениях:

    1. Разведите 20–40 г кислоты в 1 л воды (в тяжелых случаях можно увеличить до 100 г).
    2. Залейте вместо хладагента.
    3. Прогрейте мотор и оставьте на несколько часов (или на ночь).
    4. Слейте жидкость и оцените результат. Если нужно – повторите процедуру.

    Уксусная кислота

    Промывка системы охлаждения двигателя уксусной кислотой также хорошо помогает от ржавчины:

    • слейте антифриз;
    • смешайте 0,5 литра уксуса и 10 л воды;
    • налейте в расширительный бачок;
    • включите зажигание и оставьте поработать около получаса на холостом ходу;
    • слейте состав, если он сильно загрязнен — повторите процесс;
    • ополосните охлаждающий контур дистиллированной водой и залейте свежий хладагент.

    Каустическая сода хорошо очищает, но она безопасна только для агрегатов, сделанных из меди — для алюминиевых радиаторов состав губителен.

    Как промыть радиатор охлаждения двигателя содой:

    1. Подготовить 10% раствор каустической соды.
    2. Нагреть смесь до 90 о С и залить вместо антифриза.
    3. Через полчаса слить жидкость.
    4. Промыть систему горячей водой и продуть теплым воздухом (по направлению против работы насоса).

    Сода — агрессивное вещество, поэтому работать с ним нужно только на улице, в перчатках и респираторе.

    Сыворотка или молочная кислота

    Промывка системы охлаждения двигателя молочной кислотой — надежный метод, но приобрести препарат сложно. Для очищения его вливают в чистом виде вместо хладагента и ездят с ним в течение нескольких часов.

    Молочная сыворотка также способна удалять загрязнения, но перед использованием ее необходимо профильтровать через марлю, а сливать следует только с горячего двигателя (соблюдая осторожность).

    Чем не стоит очищать охлаждающий контур

    Существует еще много народных вариантов, чем промыть систему охлаждения двигателя, но многие из них могут нанести существенный вред:

    • Выбирая, чем лучше промыть охлаждающий контур, водители раньше отдавали предпочтение газированным напиткам, таким как Coca-Cola или Fanta. Они действительно способны эффективно растворять все лишнее за счет кислоты, содержащейся в составе. Но при этом напитки могут разъедать патрубки, а сахар и другие компоненты — осесть внутри трубок. Плюс ко всему, метод не уступает по цене использованию специальных автосредств.
    • Белизна — агрессивное средство, содержащее хлорку, которое легко разъедает алюминий, причем чем больше температура Белизны, тем активнее идет процесс.
    • Крот — активный состав для устранения засоров в водопроводных трубах. Если применять его в автомобиле, то он разъест радиатор, а также пластиковые и резиновые элементы.
    • Fairy и другие моющие средства помогут избавиться только от жиров, к тому же, они образуют очень много пены в процессе.
    • Calgon — препарат, защищающий стиральные машины от образования накипи, с отложениями и ржавчиной он не справится.