Что лучше ксенон или галоген

Галоген, Ксенон, LED — сравниваем, изучаем, выбираем

Эволюция транспортных средств неумолима. Последние десятилетия стали для автопрома и вовсе взрывными — гибридные и полностью электрифицированные автомобили, еще вчера казавшиеся дорогими игрушками, сегодня уже стали повседневностью. Интересно, что отдельные компоненты и системы автомобиля также претерпевают динамичные изменения, и освещение здесь не исключение: новые источники света в последнее время значительно потеснили традиционные лампы накаливания.

Сегодня сложилась уникальная ситуация — одновременно на дороге можно встретить машины, оснащенные тремя принципиально разными источниками света. Максимальное разнообразие — в головной оптике. Здесь пока еще на равных конкурирует традиционный галогенный, современный ксеноновый и перспективный диодный свет. Дополняют ли эти системы друг друга или конкурируют, и в чем принципиальная разница в характеристиках ламп?

Предлагаем в нашем сравнении начать «плясать» как раз от характеристик, ведь в конечном счете потребителя интересуют только они.

Световой поток

Освещение участка дороги и прилегающих к ней «окрестностей», а также объектов в прямой видимости — главная задача головного света. Освещенность определенных участков зависит от многих факторов, в том числе от расстояния от источника света, характеристик среды (наличие в воздухе тумана, капель дождя и т.д.) и в огромной степени от светового потока, который способна выдать лампа. Световой поток, в свою очередь, зависит от того, как эффективно та или иная конструкция может переводить электрическую энергию в свет. Сравнительные тесты показывают, что по соотношению мощности в Ваттах к световому потоку в Люменах, однозначным фаворитом являются светодиоды. Эти компактные источники света эффективно конвертируют электричество в свет. Так 25-ваттная LED-лампа Philips формата H7 способна выдать 1500 лм светового потока, в то время как галогенной лампе Philips для создания такого светового потока понадобится уже 55 Вт, то есть более чем в 2 раза больше!

Однако световой поток — это еще не все. Важную роль играет сила света, которая отражает распределение светового потока в пространстве. Благодаря изменению конструкции и материалов, производителям удается сконцентрировать поток световых частиц, что при общем регламентированном потоке позволяет добиться лучшей освещенности. Так, в частности, и появляются более мощные галогенные лампы (+90 %, +120 % и т.д.). Также действуют и ксеноновые, и LED-лампы, установленные в линзованную оптику. Благодаря концентрации и распределению светового потока, уменьшению рассеивания удается добиться высокой освещенности.

Цветовая температура и спектр

Чтобы правильно оценивать видимую картинку ночью важно, чтобы освещение было максимально приближено по своим качествам к естественному свету. Именно к цветовой температуре солнечного света наш глаз приучен миллионами лет эволюции. Однако спектр излучаемого искусственными источниками света отличается от солнечного.

Как видно из графиков, спектр «галогенок» сильно уходит в инфракрасный (тепло), что подтверждается и практикой — галогенные лампы очень сильно нагреваются и тратят много полезной энергии именно на «отопление», а не на освещение. Спектр ксенона дискретен: помимо хорошо воспринимаемого глазом дневного, он имеет и УФ-участок. Ультрафиолетовое излучение ксеноновых ламп обязательно нужно улавливать, поскольку оно разрушает пластик, что критично для современных фар. В Philips для этого используют патентованное кварцевое стекло с УФфильтром. В видимом же глазу человека спектре ксеноновые лампы (впрочем, как и любые газоразрядные, например, бытовые лампы дневного света) наиболее близко подходят по своим характеристикам к естественному освещению. Спектр же светодиодов очень сильно «завален» в синий, что в итоге дает холодный свет, который обеспечивает высокую контрастность освещённой поверхности, хорошо выделяя предметы на ней и способствуя быстрому определению расстояния. Однако такой свет может быть для некоторых водителей утомительным.

Спектр определяет и световую температуру, которая варьируется от 3500 К для галогеновых (самый желтый или теплый свет) до 5000 К у ксеноновых (нейтральный, дневной свет) и до 6500 К у светодиодов (холодный свет, хоть и близкий к дневному). Производители стараются делать современные галогенные лампы максимально холодными, приближая их к ксеноновым. Однако из-за упомянутой нами специфики спектра это — чисто технически — возможно только в определённых границах. Галогенные лампы менее утомительны для глаз, но их яркость может быть недостаточна, что вызовет утомление. Ксенон оптимален по цветовой температуре и утомляет меньше всего. Холодный свет LED-лампы создает высококонтрастную картинку, способствуя улучшению контроля за ситуацией. Однако он может подойти не всем водителям, вызывая усталость у некоторой их части.

Долговечность

Как бы ярко и мощно не светила лампа, как бы ни был приятен ее свет глазу — все это не стоит ничего, если такая лампочка работает два-три дня или боится любого дуновения ветерка. Итак, поговорим о надежности и долговечности. Без лишних слов — по этому показателю «галогенки» проигрывают конкурентам просто без шансов. Сравним: несмотря на то, что срок службы лучших галогенных ламп способен составлять до 1500 часов (например, для особых ламп Philips LongLife EcoVision), средний ресурс обычных лампочек не превышает 500 часов. А самый производительный и мощный ксенон легко переваливает за 2500 часов гарантированной работы. Про светодиоды и говорить нечего — в теории они практически вечные, однако с учетом всех нюансов все же рано или поздно «перегорают». Тем не менее ресурс работы LED-ламп составляет на менее 5000 часов. В 10 раз дольше галогенных! Такая разница понятна: как ни защищай спираль лампы накаливания, она все равно выгорит. В ксеноне перегорать нечему — светится не спираль, а газ внутри колбы. Но сама колба стеклянная, потому боится вибрации и ударов. С диодами еще проще — если обеспечить их нормальное охлаждение, то выгорать там вообще нечему, а расположение на массивной подложке обеспечивает защиту от вибрации. Именно поэтому светодиодная лампа — самая надежная и долговечная. Единственное чего она боится (и от чего в итоге когда-нибудь приходит в негодность) — скачки силы тока и напряжения, а также перегрев.

Стоимость и доступность

Цена готового изделия зачастую является определяющим фактором, как бы ни были высоки характеристики изделия. Лампа по цене атомного реактора никому не нужна. И этот «экономический» довод, пожалуй, то единственное, что до сих пор удерживает «галогенки» на плаву. Если по яркости и надёжности они полностью уступают конкурентам, то по цене за штуку они бьют светодиоды и ксенон наповал. Что не менее важно, галогенная лампа просто и быстро меняется в случае выхода из строя. Соблюдая правило «не трогать голыми руками за стекло», с заменой галогена способен справится практически любой.

С ксеноном сложнее, для своей работы он требует специального высоковольтного блока розжига, механизма управления линзой и шторкой и т.д. Сама по себе ксеноновая оптика дороже в разработке и установке, что сказывается на цене машины с таким светом. Обслуживание ксенона следует доверять только профессионалам.

То же самое — даже в большей степени — относится и к светодиодам. Несмотря на низкое энергопотребление, они также требуют особого подключения к бортовой сети с помощью устройств-драйверов, управляющих силой тока и напряжением, поступающим на диод. Также требуется установка системы охлаждения и вентиляции светодиодов. Поэтому сегодня, до принятия европейского стандарта на LED-лампы для рефлекторной оптики (хотя это событие уже не за горами), готовые LED-фары остаются прерогативой автомобилей в довольно дорогих комплектациях.

Что же в сухом остатке? Вкратце. Галоген: наименее долговечен, светит хуже всего, но при этом дешев и прост в установке, эксплуатации и обслуживании, чем и обусловлено его «место под солнцем». Ксенон: светит отлично, но довольно дорог и требует грамотного обслуживания. Кроме того, из-за специфики лампы свет включается с определённой задержкой. Светодиоды: наиболее долговечны, их изначально высокая цена постепенно снижается, а также только они позволяют реализовать перспективные технологии «умного» освещения, вплоть до проекции информации для водителя на дорожное полотно. Весьма вероятно, что «светлое» (и яркое!) будущее именно за ними.

Но вот что совершенно точно не подлежит сомнению. Какой бы свет вы ни выбрали, стоит помнить о необходимости использования исключительно качественных ламп, оптики и всего, что с этим связано. Иными словами, выбирайте продукцию известного и опытного производителя, который может позволить себе контроль качества и многоэтапные испытания. Свет — это безопасность, а на безопасности не экономят.

Что лучше галоген или ксенон: решаем вопрос раз и навсегда

В сегодняшней статье мы выясним, что лучше для авто – галоген или ксенон. Последним сегодня мало кого удивишь, однако, не все разбираются в тонкостях обеих технологий. А ведь у них имеются не только плюсы, но и минусы. Давайте проясним, в чью же пользу, все-таки, перевес. Это поможет понять, что лучше выбрать для авто.

Галогенные фары

Разница между галогеном или ксеноном – глобальная. В первую очередь, речь идет о принципе действия источников.

Галогенная лампа – это лампа накаливания, в колбе которой содержатся пары галогенов (брома или йода). Этот газ увеличивает срок службы источника и существенно повышает температуру нити накаливания (чаще всего, вольфрамовой), обеспечивая высокую силу светового потока.

Читайте также  Рефлексия что это в педагогике

Отвечая на вопрос, что горячее, галоген или ксенон, однозначно назовем первый. Вы в этом убедитесь, когда поймете, как работает такая лампа:

  • Электрический ток, поступая на нить накаливания, сильное ее нагревает.
  • Тело накала начинает издавать мощное свечение.
  • В процессе, атомы вольфрама испаряются с нити, вступая в химическую реакцию с парами галогенов и кислородом. В результате, испарения вольфрама не конденсируются на колбе, поэтому продлевается срок ее службы;
  • Далее, в процессе химической реакции с галогеном, вольфрамовые соединения распадаются и высвобождаются, снова, частично оседая на нити накаливания, и весь цикл повторяется. В результате, одинаковая по мощности с простой лампочкой накаливания, галогенная — горит ярче, дольше, и имеет меньшие габариты.

Надеемся, вы поняли, свечение галогенного источника происходит за счет сильного нагрева нити накаливания, поэтому он точно горячее ксенонового. Если быть точнее, теплоотдача галогена даже выше светоотдачи.

Ксеноновые фары

Продолжаем выяснять, что лучше светит – ксенон или галоген в линзе авто. На очереди – ксеноновые источники и их принцип действия.

Ксенон – это газ, которым наполнена колба источника. Сама лампа зовется газоразрядной, поскольку свечение здесь происходит за счет горения газа, а не нити накаливания. Последней в конструкции, и вовсе, нет. Каким образом в вашем авто работают ксеноновые фары?

  • С помощью специального блока розжига между двумя размещенными в лампе электродами вырабатывается сильное напряжение;
  • В результате газ начинает издавать яркое свечение, при этом, совсем не нагреваясь;
  • Лампа способна гореть долго, издавая очень мощный световой поток.

Таким образом, отвечая, что больше греется, ксенон или галоген, выделим последний. При этом, первый – намного лучше светит.

Сравнение: что лучше для авто

Давайте, наконец, проведем комплексное сравнение, которое поможет понять, какие фары лучше – ксенон или галоген. Попутно объясним, как определить, ксенон стоит в авто или галоген.

Галогенные фары много лет занимали лидирующие позиции на рынке оптических комплектующих для авто. Однако, сегодня они по всем фронтам проигрывают более новым источникам, на основе ксенона или светодиодов. Лучше галоген только в одном – он дешевле.

Плюсы галогенных ламп в авто

  1. Широкое применение;
  2. Простота установки;
  3. Невысокая стоимость;
  4. Они разрешены законодательно;
  5. Работают с разным напряжением;
  6. Безопасны для окружающей среды.

Минусы

  • Галогенки сильно нагреваются, вплоть до пожароопасной температуры;
  • Потребляют много электроэнергии;
  • Недолгий срок службы (в сравнении с ксеноном);
  • Низкая яркость свечения (в сравнении с ксеноном);
  • Хрупкость конструкции на основе нити накаливания.

Ксеноновая технология сложнее и современнее. Такие лампы лучше по экономичности и прочности, а еще, их свет больше приближен к натуральному, дневному.

Плюсы ксеноновых ламп в авто

  1. Яркость свечения в 5-10 раз лучше галогенных. Ксенон лучше освещает дорогу и прилегающие территории, что важно с точки зрения безопасности;
  2. Срок службы ксеноновой лампы в авто – 3000 часов (галогенной – до 800 часов);
  3. Прочная конструкция не боится тряски и несильных ударов;
  4. Низкий расход электроэнергии;
  5. Лампа не нагревается;

Минусы

  • Законодательные ограничения. Китайская ксеноновая оптика запрещена. Такие лампы разрешены, только если изначально были установлены в авто на заводе-изготовителе.
  • Сложность конструкции;
  • За установкой придется обращаться в сервис;
  • Некорректно настроенный угол наклона фар может ослепить встречных водителей, что создает аварийную ситуацию;
  • Дорогой ремонт и обслуживание;
  • Задержка загорания (до 3 сек).

Что выбрать?

Судя по отзывам, отвечая, что лучше, ксенон или галоген, большинство водителей склоняются к газоразрядной лампочке. Однако, галогенки не зря так долго занимали лидирующие позиции на рынке оптики для авто. Многие до сих пор считают их лучшими. Они недорогие и удобные в применении, и светят не так уж и плохо. Их установка не сопряжена с законодательными заморочками, что также является плюсом. К примеру, на ВАЗ поставить газоразрядную оптику сегодня, весьма затруднительно.

Ксеноновые источники не боятся механических повреждений и служат, однозначно, дольше. Но, в случае поломки придется менять сразу пару. Новая будет светить, неизбежно, слегка иначе. Ксеноновая технология дороже и сложнее, галогенная – дешевле и привычнее.

Если отталкиваться от безопасности, лучше, конечно, выбрать в авто ксенон. Такой свет пробьет любой туман и слякоть, с ним ночью светло, как днем. А еще, такие фары – красивее, придают авто более презентабельный вид.

Также, давайте вспомним, что больше потребляет энергии, ксенон или галоген. Разумеется, тут проигрывает последний. Для разогрева нити накаливания требуется до 3000 К тепла, что предполагает солидное энергопотребление. Газоразрядная технология же почти не нагружает генератор, при этом, в разы ярче и лучше светит.

Как определить, что установлено в авто?

В заключение, давайте выясним, как определить, фары под ксенон или галоген стоят в авто.

  1. Обратите внимание на яркость свечения. Как правило, ксеноновые источники, если посмотреть на них вблизи, слепят глаза;
  2. Спектр галогена более теплый, уходящий в желтизну. Ксенон больше приближен к дневному свету, он горит сине-белым;
  3. Как еще можно понять, ксенон стоит в авто или галоген? Вспомним про задержку загорания. Пусть она длится всего 2-3 секунды (столько требуется, чтобы газ от электродуги начал светиться), но галогенки вспыхивают сразу.
  4. Ксенон моментально гаснет, галоген медленно затухает.
  5. Если в автомобиле стоит ксеноновая оптика, обязательно присутствуют блоки розжига (с нижней стороны фары);
  6. Если разбираетесь в оптике авто, понять, какой стоит источник поможет разъем, количество проводков к лампе, маркировка (газоразрядные лампочки начинаются с D, галогенные – с H) и другие тонкости.

Ну что же, теперь вы знаете, как узнать, галоген стоит в вашем авто или ксенон, а также понимаете, в чем между ними разница. Надеемся, смогли для себя определить, что лучше. Еще раз напомним, не на всяком автомобиле возможен переход на ксеноновые лампы, а потому, если категоричность вашего настроя против галогена зашкаливает, советуем обратить внимание на светодиоды.

Какие фары лучше: светодиоды, галогенки или ксенон?

Поначалу светодиодный головной свет полагался лишь машинам премиальных марок, но за последние год-два новая технология совершила рывок и стала вытеснять ксеноновый свет из списка дополнительных опций даже на автомобилях среднего ценового диапазона. Заслуженно ли?

Чтобы это проверить, в ночной тест на Дмитровский автополигон мы снарядили четыре машины. Первая пара — хэтчбеки Nissan Tiida: один с галогеновыми фарами, а другой со светодиодными. Причем светодиодки неадаптивные и задействованы только в ближнем свете.

А еще — два седана Mazda 6. После недавнего рестайлинга «шестерка» сменила биксеноновые поворотные фары на полностью адаптивные светодиодные. Поэтому мы взяли новую машину и дореформенную: поглядим, есть ли прогресс.

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ?

Если световой поток встречает на своем пути какую-то поверхность, то она получает освещенность, измеряемую в люксах (лк). Мы прихватили с собой люксометр «Эколайт» СФАТ.412125.002 и на 200‑метровом тестовом отрезке дороги замеряли освещенность на разных дистанциях. Помимо замеров, результаты которых сведены в таблицу, оценить светораспределение помогут фотографии, сделанные в одном ракурсе. Ведь никакие цифры не способны передать то, что видят глаза.

Первым к 200‑метровой «линейке» из конусов со светоотражателями подъезжает самый скромный участник теста — Tiida с галогеновым светом. Она показала ожидаемый и невыдающийся результат: пятно теплого желтого цвета теряет одетого в темное человека на правой обочине уже на расстоянии 50 метров при ближнем свете, а при переходе на дальний — на дистанции 120 метров. Это наша отправная точка.

На исходную позицию выходит Tiida в дорогой комплектации: светодиоды вспыхивают белым cветом и… Немая сцена. Новомодные светодиоды светят вдоль полосы всего на 25 метров! При этом из-за специфической формы пучка пешеход в темной одежде виден на обочине в светодиодном ближнем свете на расстоянии 40 метров. Проигрыш галогенкам не столь уж велик, поскольку светодиодный пучок лучше «простреливает» обочину, но все равно — проигрыш! Впору вспомнить зарю автомобилизации, когда перед машиной шел человек с красным флажком и предупреждал о приближении невиданной самоходной кареты.

НЕЗАСЛУЖЕННАЯ ОТСТАВКА

Mazda 6 с биксеноновой оптикой сразу дала понять, что нашей 200‑метровой «линейки» ей будет недостаточно. Около последней отметки прибор уловил люксы даже от ближнего света фар, а дальний и вовсе освещал лес в 320 метрах от машины. «Тарированный» пешеход скрылся из вида на расстоянии 60 метров в режиме ближнего света и 120 метров — в дальнем свете.

А светодиодные фары снова озадачили. Картина не столь катастрофическая, как у Тииды, но похожая: граница света и тени заметно ближе, чем в случае ксенона, причем ближняя ее часть точно в полосе движения, а обочина освещается лучше. Эксперимент с человеком подтвердил первые впечатления: границы видимости одетого в черное пешехода — 55 и 110 метров, что хуже показателей ксенона. Вот вам и новые технологии.

Читайте также  Грз автомобиля что это такое

ЭХ, ПРОКАЧУ-ПОСВЕЧУ!

Подкрепим замеры субъективными ощущениями от езды.

В случае с Тиидами галогенки неплохо справляются со своей задачей, позволяют вполне комфортно передвигаться на разрешенных за городом скоростях. А с LED-фарами ехать неприятно и порою даже опасно, в первую очередь из-за странного светораспределения. Светодиоды сильно бьют вдоль правой обочины и немного захватывают встречную полосу, зато прямо перед носом вырезают из светового пучка довольно значимый кусок — вероятно, чтобы не слепить водителя идущей впереди машины.

Забота о ближнем — дело благое, но не в ущерб же себе! Не всегда ведь следуешь за кем-то.

Более того, граница света и тени очень резкая и рассмотреть что-либо за ней невозможно — словно занавес перед машиной опустили, причем в 25 метрах от бампера. При такой, мягко говоря, скромной дальности прочие достоинства светодиодов (например, более привычный глазу цвет светового пучка) сходят на нет. Границы световой зоны существенно расширяются, когда переключаешься на дальний, — точнее, загораются дополнительные секции с галогеновой лампой. Но держать его включенным постоянно не получится — будешь слепить встречных. Кроме того, от двухцветного пучка (белый от светодиодов и желтый от галогенок) глаза быстро устают.

Но и на Мазде не всё однозначно! На невысоких скоростях светодиодный ближний свет тоже проигрывает ксенону, хотя электроника умеет перестраивать форму светового пучка в зависимости от дорожной обстановки.

Пользу от умной системы управления ощущаешь лишь на скорости выше 40 км/ч и при отсутствии других машин в поле зрения: автоматически включается дальний свет, разом прекращая все разговоры о недостаточной эффективности.

При приближении попутных или встречных автомобилей LED-фара не выключает дальний свет полностью, а лишь приглушает отдельные секции, чтобы не ослеплять других водителей, — в пучке света словно вырезается темный прямоугольник, в котором маячит встречная машина.

Опираясь на данные с передней камеры, электроника играет формой пучка довольно четко. Лишь в паре случаев она ошибочно приглушила огни, приняв за фары встречного автомобиля яркий фонарь.

Ксеноновые фары дореформенной Мазды светят лучше, но приглушать свет они не умеют, а потому при встречных разъездах и обгонах приходится вручную переходить с дальнего света на ближний и обратно. Вот почему при чуть худших параметрах источника света светодиодные фары обновленной Мазды 6 мы оцениваем выше старых, газоразрядных ламп.

«Заглядывать» в повороты умеет и та и другая маздовская светотехника, но никакой существенной разницы в четкости и скорости срабатывания мы не заметили ни на спецдорогах полигона, ни на трассах общего пользования.

В СВЕТЕ ГРЯДУЩЕГО

Вывод неоднозначный: я одновременно голосую и за светодиоды, и против них. Очевидно, что на недорогих машинах без электронного управления формой и яркостью светового пучка LED-фары проигрывают стандартным галогенкам.

В случае с Тиидой переплата за крутые светодиоды вроде бы скромная: за 27 тысяч рублей обретаете продвинутые фары, шторки безопасности, круиз-контроль и еще пару декоративных мелочей. Но — вот парадокс! — получаете при этом худший свет.

А на машинах среднего и высшего ценовых сегментов умные адаптивные фары не только умело скрывают недостатки полупроводниковых источников света, но и делают ночные поездки безопаснее. В этом мы убеждались и прежде на других дорогих автомобилях. И уже ради этого стоит приобщиться к высоким технологиям.

Они пока недешевы, но сама опция при покупке новой машины оценивается примерно так же, как и «старый» ксенон.

Например, для Мазды это 170 тысяч рублей за пакет из LED-фар, кожаного салона с электроприводами и памятью регулировок, проекционного дисплея и обогрева задних сидений. Год назад, при значительно более гуманном валютном курсе, схожий набор с биксеноном (кстати, без проекционного дисплея и обогрева задних сидений) стоил 130 тысяч рублей.

При покупке оптики отдельно разница более заметна: ксеноновая фара на «шестерку» стоит около 40 тысяч рублей (для справки: более навороченная на Audi A8 обойдется в 100 тысяч), а светодиодная минимум вдвое дороже, причем неоригинальных комплектующих нет и, скорее всего, не будет. Такие ценники могут довести до инфаркта. Впрочем, светодиодная техника будет быстро дешеветь.

И за этими источниками света будущее — это ясно уже сегодня.

Адаптируемся

Будущее за многофункциональными фарами, автоматически формирующими световой пучок в зависимости от скорости, погодных условий, профиля дороги и наличия других машин. За распределение света отвечает комплекс устройств: датчики дождя, скорости, угла поворота руля и положения подвески, камера на ветровом стекле, навигационная система.

Первая эффективно работающая адаптивная светотехника (1) была сделана на базе биксеноновых фар. За изменение светораспределения в них отвечает барабан-шторка, установленный между лампой и линзой. Вращаясь на горизонтальной оси, он занимает одно из нескольких фиксированных положений, каждое из которых формирует световой пучок. Так получаются городской, пригородный, магистральный и прочие варианты освещения. Позже инженеры решили использовать в основном дальний свет, а с ослеплением бороться с помощью постепенного опускания ламп.

Самые совершенные, сложные и дорогие — так называемые матричные фары (3). Каждый источник света, счет которым идет на десятки, отвечает за определенный сектор. В фаре нет поворотных элементов для регулирования светового пучка — светодиоды жестко закреплены на стационарной плате под определенными углами относительно горизонтальной и вертикальной осей, а алгоритмы включения и регулировки яркости задаются программой. Так как светодиоды быстро выходят из строя при повышенных температурах, в фарах обязательно предусмотрена система принудительного охлаждения — с микровентиляторами и дополнительными воздуховодами для точного распределения воздушных потоков.

ГАЛОГЕНКИ

МИНУС: Высокое энергопотребление; адаптивный свет никто не делает

КСЕНОН

МИНУС: Высокое энергопотребление; адаптивный свет сложно реализовать

СВЕТОДИОДЫ

МИНУС: Необслуживаемые (заменяется только фара в сборе); сложная конструкция с собственной системой управления и охлаждения очень дорога; без адаптивного режима светят плохо

Ксенон, галоген и светодиод — отличия и преимущества

Лампы головного света в автомобиле предназначены для качественного освещения дорожного полотна. Они не должны создавать сильные блики и ослеплять автомобилистов на встречном направлении. На сегодняшний день широко применяются три вида лампочек – галогенные, ксеноновые и светодиодные. Каждый из этих типов имеет свои плюсы и минусы, поэтому автомобилистам нужно изучать данную информацию заранее. Особое внимание следует обращать на яркость и видимость. Яркость освещения измеряется в люксах или канделах. А дальность видимости должна в несколько раз превышать расстояние до светового пучка автомобильных фар.

К недостаткам относится плохая устойчивость к вибрации, недостаточная яркость светового пучка, небольшой эксплуатационный ресурс из-за сильного нагревания

Преимущества и недостатки галогенок. Корпус данной лампы собирается из специального кварцевого стекла. Пространство внутри заполняется определённым галогеном – йодом или бромом. Такая конструкция позволяет вольфраму не осаждаться на холодных участках, а возвращаться на первоначальное место. Это обеспечивает большую долговечность и силу светового потока.

Главный недостаток заключается в том, что такие лампы больше ослепляют встречные автомобили. Для решения данной проблемы их стали направлять вниз или в правую сторону. Но из-за этого ухудшается видимость. Среди преимуществ данного типа можно выделить доступную стоимость, большую производительность и приемлемую дальность видимости. К недостаткам относится плохая устойчивость к вибрации, недостаточная яркость светового пучка, небольшой эксплуатационный ресурс из-за сильного нагревания. Такие лампы нельзя брать руками за стекло, так как жирные пятна могут создать разность температур. Сейчас галогенную оптику используют многие автомобильные производители в качестве штатного освещения.

Светодиодная оптика. Матричные светодиодные фары отличаются конструкцией. Светодиоды в данном корпусе располагаются отдельными блоками. Наличие интеллектуальной системы позволяет включать или выключать их в определённое время во время сближения со встречным транспортным средством. У светодиодных лампочек есть целый список преимуществ. Сюда можно отнести повышенный срок службы, небольшие размеры, устойчивость к влаге и сильной вибрации, а также возможность использования совместно с современными интеллектуальными системами. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и необходимость хорошего охлаждения.

Раньше светодиодные лампочки сочетались с премиальными автомобилями. Теперь их устанавливают даже в модели среднего ценового диапазона. Однако, на недорогих автомобилях в обычных фарах эффективность светодиодов не такая высокая. Для этого потребуется установка матричной системы.

К преимуществам относится повышенная мощность светового потока, долгий срок службы, устойчивость к внешним воздействиям

Ксенон. Ксеноновые лампы подключаются к сети транспортного средства при помощи блока розжига. Этот элемент образует напряжение в несколько 1000 В для работы источника света. Такая особенность необходима для того, чтобы между электродами лампы зажигалась электрическая дуга. Внутри такая лампа заполняется специальным стеклом, которое удерживает ультрафиолет. К преимуществам относится повышенная мощность светового потока, долгий срок службы, устойчивость к внешним воздействиям и возможность компоновки с интеллектуальной системой.

Что касается выбора, наилучшим вариантом с точки зрения эффективности являются ксеноновые лампы. Однако, такие источники света требуют специальных фар и вспомогательного устройства. Самыми доступными являются галогенные источники света. В любом отдельном случае следует ориентироваться на марку транспортного средства и бюджетные возможности.

Читайте также  Модуль поверхности м2 м3 бетона что это

Итог. Лампы головного света в автомобиле представлены в трёх видах — ксенон, галоген и светодиод. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества.

Что выбрать — ксенон или галоген?

Хорошая освещенность на дороге в темное время суток – это не только удобство вождения, но и безопасность. Сегодня у владельцев автомобилей появился выбор, какой источник света использовать – ксенон или галоген. Прежде чем приступать к выбору ламп, разберем их особенности и возможность использования на дорогах общего пользования.

  1. Что лучше?
  2. Галоген, устройство и характеристики
  3. Ксенон или газоразрядные лампы
  4. Что выбрать?

Что лучше?

Главное отличие галогеновых ламп от ксенона заключается в принципе работы. От этого зависят их рабочие характеристики и особенности эксплуатации на автомобиле.

Галоген, устройство и характеристики

Это стандартная лампа накаливания, у которой нить из тугоплавкого металла помещена в колбе из стекла с инертным газом – галогеном. Конструкция очень простая и дешевая в изготовлении, поэтому массово применяется на всех типах авто. Обычно мощность ламп не превышает 100-130 Вт, а световой поток 1500 лм. Выпускаются для всех известных ламповых разъемов от Н1 до Н7.

Преимущества галогеновых ламп:

  • удовлетворительные показатели освещенности;
  • низкая цена лампочек;
  • простота замены в фаре;
  • большой выбор разных марок.

Недостатков у галогенок больше:

  • вольфрамовая нить боится тряски и вибраций;
  • сильный нагрев колбы отражателя фары;
  • низкий КПД лампы, большая часть энергии уходит в тепло;
  • низкая яркость и невозможность ее серьезного увеличения;
  • срок службы составляет всего 400-500 часов.

Тем не менее, галоген остается самым востребованным источником головного света для бюджетных автомобилей.

Ксенон или газоразрядные лампы

Принцип действия подобных источников света основан на свечении газа под действием электрической дуги. Для этого применяется специальный блок розжига ксенона. Цветовой спектр зависит от температуры газового разряда. Чем выше температура, тем ярче и светлее будет поток света. Низкотемпературный ксенон имеет характерный желтоватый оттенок. Оптимальная для восприятия глазом освещенность соответствует 4000-4300 К.

Плюсы ксенона:

  • высокая яркость и дальность освещения;
  • спектр освещения не утомляет глаза;
  • низкое энергопотребление (до 40% от аналогичного галогена);
  • низкий нагрев фары;
  • срок службы достигает 3000 часов;
  • стильный внешний вид.

Минусы газоразрядных ламп:

  • высокая стоимость ламп и необходимость оборудования блоком розжига;
  • ксенон меняется только в паре из-за неодинаковых характеристиках ламп;
  • задержка при включении;
  • высока вероятность ослепления встречного потока если лампы установлены неправильно или в неподходящие для этого фары.

Что выбрать?

Выбор типа ламп головного света зависит от того какой у вас автомобиль. Бюджетные модели не предусматривают использование ксенона в штатных лампах. Для этого потребуется установка датчиков крена, стеклоомывателей, специальных линз в фары. Кроме того, установка ксенона в фары без соответствующей подготовки и внесения изменения в конструкцию с записью в ПТС является незаконной. Наказывается административным штрафом.

Также запрещена установка ксенона в противотуманные фары.

Если автомобиль имеет необходимые системы для работы с газоразрядными лампами и применение ксенона предусмотрено заводом, то проблем с установкой быть не должно. Следует учитывать и условия эксплуатации машины. Дальние и частые ночные поездки по неосвещенным дорогам оправдывают использование ксенона, как более качественного и безопасного источника света. При маленьких пробегах покупка дорогого оборудования нецелесообразна.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Ксенон или галоген, что лучше? Сравнение ксеноновых и галогеновых ламп.

Много лет фары автомобиля комплектовались галогеновыми лампами. Они представляют из себя лампочку накаливания с вольфрамовыми нитями, установленными в жаропрочной колбе и с параболическими зеркалами для рассеивания света. Но у современных автолюбителей есть альтернатива – установить на свою «ласточку» ксеноновое освещение. Что из себя представляют ксеноновые лампы, которых попросту называют ксенон, за название газа, составляющего основу смеси наполняющей лампу?

По статистике, почти половина всех аварий, происходящих в ночное время, случаются по вине плохого освещения дороги. Также доказано, что водителям в возрасте нужно больше освещения, чем молодым. Поэтому галогенные лампы постепенно уходят в прошлое, оставляя свою нишу газоразрядным лампам, таким как ксенон. Так все же, ксенон или галоген? Давайте разберем плюсы и минусы этого набирающего популярность вида ламп.

Из истории создания ксеноновых ламп.

Ксеноновые лампы были изобретены в начале 50-х годов прошлого века в Германии. В те времена новая технология применялась в медицине, в прожекторной технике и так далее. Что же касается их установки на автомобили, то тогда этому мешали размеры ламп и их способ подключения к электросети машины. Но годы шли, продукт модернизировался, и эти проблемы перестали существовать.

Прорыв в фаростроении произошел совсем недавно, после чего ксеноновые лампы перестали быть редкостью, а стали очень распространенным способом освещать себе дорогу. Первые ксеноновые фары компания Philips начала устанавливать на автомобили представительского класса. Сегодня же это перестало быть роскошью, и ксенон может установить абсолютно любой автомобилист.

Из чего состоит ксенон?

Ксеноновая лампа состоит из стеклянной колбы, которая заполнена смесью различных инертных газов, основную часть которых составляет ксенон. Именно он, на сегодняшний день, является самым лучшим наполнителем для ламп. При помощи электрического заряда смесь поджигается и образуется электрическая дуга, возникающая между электродами при газовом разряде во время подачи напряжения, так лампа становится источником света. Как правило, ксеноновый цвет – белый, но можно получить голубой оттенок, и даже синий.

Галогеновые лампы в разы энергозатратнее, чем ксеноновые.

Отличия ксеноновых ламп от галогеновых.

В чем же главные отличия ксеноновых ламп от галогеновых? Традиционные лампы горят белым цветом, но от него сильно устают глаза. Что касается ксенона, то его цвет ровный и не является источником раздражения.

Свет ксеноновых ламп в два раза ярче обычных (3200 лм против 1500 лм), они потребляют меньше энергии аккумулятора (35Вт против 55Вт у галогенки), а также тратят на бесполезный нагрев всего 7-8% энергии, против 40% у обычных, из-за чего лампы накаливания в основном и перегреваются. Когда лампа разогрелась до нужной температуры, присутствующий в конструкции модуль зажигания снизит напряжение до 85 вольт, которых вполне хватит для поддержания работы.

Как уже было сказано, ксеноновые лампы очень яркие, и они без труда пробивают своими лучами дождь, снег и туман. Лампа накаливания не может этим похвастаться, и в плохую погоду она освещает не столько саму дорогу, сколько капли дождя или падающий снег, из-за чего приходится напрягать глаза.

Галогеновые лампы основываются на нити накаливания. А она боится встрясок и может выйти из строя. В ксеноне нити накаливания нет, поэтому она совершенно не боится каких-либо физических воздействий.

Лампа накаливания живет где-то от 500 до 800 часов, что касается ксеноновой светотехники, то ее срок службы может достигать 2300 – 3000 часов. Здесь нет нити накаливания, то и перегорать нечему.

Стекла фар, с ксеноновыми лампами, практически не нагреваются. Что хорошо, если на них попадает грязь. Она медленнее высыхает, и можно успеть стереть ее сухой тряпкой.

Минусы ксеноновых ламп.

При всех этих ярковыраженных достоинствах, ксенон тоже нельзя назвать идеальным решением. Хотя бы потому, что не на все автомобили он подойдет. Есть такие, в которых бортовая электросеть не позволит установить ксеноновую технику, потому что может не соответствовать нужным потребностям.

Именно за ксеноном будущее.

Плохая новость для любителей поморгать фарами. Ксеноновым лампам нужно несколько секунд чтобы разгореться, а не как галогенки, которые вспыхивают мгновенно.

Бывает так, что может быть установлен ксенон низкого качества, а также сама установка может произвестись неправильно, чем это грозит?

  • Слишком высокая яркость, из-за чего глаза водителя плохо адаптируются к плохо освещенным участкам дороги.
  • Ослепление встречных водителей. В разы повышенная засветка выше светотеневой границы.
  • Неправильный пучок света, из-за чего ослепляет встречных водителей при правом повороте.

Исходя из этого, ксенон может быть даже опасен. Поэтому был принят специальный закон, ужесточающий требования к ксенону, чтобы избежать роста аварий по вине водителей, неправильно установивших его.

Ну что же все-таки лучше, ксенон или галоген? Ксеноновые лампы — это передовая технология, за которой будущее. И инженеры постоянно ведут работы по устранению оставшихся недочетов в конструкции. Так что вопрос практически решен: ксеноновые лампы однозначно превосходят галогеновые по всем характеристикам, а также по удобству использования. Поэтому, вывод напрашивается сам собой.