Что такое безопасная дистанция

Пункт 9.10 ПДД – несоблюдение дистанции и бокового интервала

Соблюдение дистанции – это один из самых важных составляющих безопасности дорожного движения. Регулирует этот вопрос пункт 9.10 Правил дорожного движения. Но делает он это не в конкретных цифрах, а только по ситуации: если водителю удалось избежать ДТП, значит, она была безопасная, если нет, то налицо несоблюдение дистанции и нарушение 9.10 ПДД.

Официальная трактовка на 2021 год

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Последнее изменение

Пункт 9.10 не менялся ни разу со дня официального опубликования Правил в далёком 1993 году. Значит ли это, что этот пункт идеален? Нельзя ответить однозначно, но определённо он универсален. И ДТП из-за нарушения данного предписания подзаконного акта происходят сравнительно часто.

Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД

В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.

Так, можно выделить наиболее важные тезисы:

  • дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,
  • то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,
  • если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,
  • также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит, так как ещё одно условие – «движущееся впереди ТС».

Про несоблюдение дистанции

Итак, конкретной информации по дистанции в метрах пункт 9.10 Правил не содержит. Есть только оговорённость о том, что она должна позволить избежать ДТП. Более никаких оговорок нет. То есть нарушение данного пункта прецедентно – несоблюдение дистанции возможно только в случае ДТП. Не было аварии – дистанция соблюдена, есть – не соблюдена! Всё, казалось бы, довольно просто!

Значит ли это, что если произошло столкновение в зад впереди едущему автомобилю, то всегда виноват сзади едущий и всегда есть нарушение пункта 9.10 ПДД? Почти всегда это так. Исключения Вы можете увидеть по ситуациям немного ниже.

Одна из таких ситуаций плотно коррелирует с пунктом 10.1 Правил – когда водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы успеть остановиться при внезапно появившейся опасностью на дороге.

Так, согласно судебной практике 2021 года и ранее, если, к примеру, впереди едущий автомобиль столкнулся со встречным, который, в свою очередь, вылетел на встречку. В результате впереди едущий автомобиль останавливается резко или вовсе его откидывает назад, и это едущий сзади водитель не мог никак ожидать такого поворота событий при прочих равных условиях, когда не видел ситуацию далеко впереди.

Таким образом, на практике 2021 года речь о несоблюдении дистанции идёт именно о случаях, когда впереди движущаяся машина экстренно тормозит, а не тормозит о другое препятствие.

К слову, о движущемся впереди автомобиле.

Если автомобиль впереди стоит

В этом случае пункт 9.10 ПДД никак не может быть нарушен по той простой причине, что пункт 9.10 ПДД говорит прямо о движущемся впереди транспортном средстве.

Если же машина впереди стоит, то здесь нарушение другой нормы Правил – чаще всего, если Вы не успели затормозить перед стоящим авто или не заметили его вовремя, чтобы успеть среагировать, то при аварии Вам вменят нарушение пункта 10.1 ПДД с мотивировкой, что Вы вели автомобиль со скоростью, не позволяющий вовремя избежать столкновения.

Про боковой интервал

Если Вы прочитаете или услышите где-либо про конкретные цифры такого интервала, то это неправда. В действующих на 2021 год Правилах точное значение бокового интервала не установлены. Чаще можно услышать такие числа:

  • 1,5 метра от велосипедиста,
  • 2-2,5 метра от соседнего автомобиля,
  • 1-1,5 метра от пешехода.

Но пункт 9.10 прямо и неоднозначно предписывает: боковой интервал должен просто обеспечить безопасность движения. И здесь данный этот вопрос напрямую пересекается с пунктом 9.1 ПДД, который говорит о том, что число полос на дороге при отсутствии полос определяется самими автомобилями с учётом их габаритов.

Таким образом, 9.10 нарушается в том случае, если Вы притёрли боковой стороной другое авто и не нарушается в таких случаях, когда:

  • в соседней машине водитель или пассажир открыл дверь, и Вы её задели,
  • соседний автомобиль маневрировал сам (тогда именно его водитель нарушил пункт 9.10).

Формула расчёта бокового интервала

Но конкретика в этом вопросе всё же есть. Ответ нам даёт справочник по автотехнической экспертизе – той, что применяется после ДТП. В частности, там говорится о боковом интервале в целях исключения столкновения автомобилей бортами.

Здесь же приводится такой термин как «возмущающее воздействие» – это то, что может привести к уводу автомобиля в сторону:

  • внезапный порыв ветра,
  • курсовая неустойчивость вследствие допустимого люфта рулевой рейки,
  • увод в сторону из-за неровности дороги,
  • увод при торможении (речь идёт о допустимом уводе, а не при заносе машины).

Так, безопасный интервал расчитывается с учётом таких возущающих действий.

Формула расчёта бокового интервала при встречном разъезде транспортных средств:

Формула при обгоне или опережении:

Формула при объезде:

Dобъезд = 0,35 + 0,005 V1

Где V1 – это скорость машины перед обгоном в км/ч, V2 – скорость обгоняемого автомобиля, также в км/ч, а V3 – скорость встречного авто в км/ч.

Важное замечание!

Какой штраф за нарушение 9.10?

Отдельного частного штрафа за дистанцию или боковой интервал в актуальном на 2021 год Административном кодексе нет. Пункт 9.10 относится к разделу расположения транспортных средств на дороге, и в КоАП есть штраф за любые нарушения такого расположения – часть 1 статьи 12.15, наказывающая водителей штрафом 1 500 рублей.

Штраф за нарушение 9.10 – 1 500 рублей по ч.1 ст. 12.5 КоАП.

Эта финансовая санкция не может быть выписана инспектором ДПС при простой остановке водителя на дороге. Как мы уже описали выше, нарушение пункта 9.10 прецедентное – только при ДТП пункт считается нарушенным. Это касается как несоблюдения дистанции, так и бокового интервала.

Но при случившейся аварии также вместе со штрафом за нарушением пункта 9.10 могут быть выписаны наказания по другим статьям. Нередко несоблюдение дистанции приводит к ДТП с причинением вреда здоровью или даже жизни потерпевших (потерпевшими в этом случае также могут считаться и пассажиры в машине виновника). Тогда будет выписана ещё и одна из санкций в рамках статьи 12.24 Кодекса, влекущая вплоть до лишения прав, а в ряде случаев виновник может быть привлечён к уголовной ответственности.

Судебная практика

  • Решение по делу №12-67/2013 в Татарстане удовлетворило жалобу водителя о том, что она незаконно привлечена к штрафу за нарушение пункта 9.10 ПДД, когда двигалась задним ходом и допустила столкновение со стоящим автомобилем. Здесь целых 2 несоответствия условиям 9.10: автомобиль потерпевшего не двигался, он же был сзади, а не впереди машины виновницы ДТП.
  • Постановлением № 5-18/2013 суда Орловской области прекращено дело водителя, который якобы в нарушение 9.10, не соблюдая дистанцию, въехал в мотоблок. Дело прекращено на основании того, что мотоблок транспортным средством не является, а пункт чётко оговаривает, что дистанцию нужно соблюдать именно до движущегося впереди транспортного средства.
  • Приговор №1-6/2015 в Тверской области по уголовному делу за причинение смерти велосипедисту из-за несоблюдения дистанции водителя автомобиля.
  • Ещё одно решение с отменой штрафа за нарушение пункта 9.10 на основании того, что нарушивший водитель двигался задним ходом и столкнулся со стоящей машиной.



Как определяется безопасная дистанция между автомобилями по ПДД

Каноны ПДД включают такое понятие, как средний тормозной путь автомобиля. Он подразумевает возможность торможения, едущего на скорости 60 километров в час автомобиля по нормальной дороге. В реальности безопасная дистанция между автомобилями варьируется, обусловливается несколькими моментами.

Что такое дистанция в ПДД: определение

По ПДД принято называть ездовое расстояние от одной машины к другой дистанцией без риска. Как правило, в современных дорожных условиях всегда встречается машина, идущая впереди, и риск аварии исключён только в одном случае: должен быть обеспечен такой промежуток до неё, который достаточен для торможения. Большая часть столкновений происходит как раз из-за короткого тормозного пути между автомобилями. Водитель не успевает сориентироваться, когда передний участник движения резко тормозит. В более тяжёлых случаях это приводит к цепной реакции и бьётся несколько машин подряд, например, зимой или в дождь.

Таким образом, понятие «дистанция» актуально для автомобилистов, перемещающихся вслед за другими участниками по той же траектории движения. Однако не менее важным является определение скорости движения.

  1. По ПДД, при определении наименьшей дистанции между автомобилями при движении, за основополагающий критерий берётся скорость ТС. Это значение делится на 2, и выводится самое оптимальное расстояние.
  2. Любой водитель со стажем автоматически сбрасывает скорость при сближении с впереди идущими машинами.
  3. Страховые агенты рекомендуют определять безопасный метраж как две трети длины кузова машины.

Безопасная дистанция между машинами по ПДД в метрах

Дистанцию, как и скорость, задаёт сам водитель. В первую очередь он должен руководствоваться своим опытом вождения, особенностями модели авто и погодными условиями. ПДД включают пункты, согласно которым, дальность между автомобилями варьируется с учётом реальной дорожной обстановки. Принято различать минимально допустимый интервал, разрешённый промежуток на трассе и в городе, а также другие типы дистанций.

Минимальная

Самая оптимальная дистанция между машинами согласно ПДД — три метра. Но это только в идеальных условиях. Если идёт дождь, промежуток между транспортными средствами нужно увеличить как минимум в 4 раза, на снегу — в 3 раза.

Подробнее о качестве дороги и состоянии погоды:

  • сухой асфальт, без осадков — 3 м (2 сек);
  • некачественное, мокрое или глинистое покрытие — 4 метра (3-4 сек);
  • осадки в виде снега или дождя, гололёд — 6 метров (5 сек).

Водителям без должного опыта езды рекомендуется держать минимальную дистанцию в 8 метров или 7 секунд.

В городе

В условиях города темп движения гораздо выше, чем на трассах. Здесь чередуются разгоны, постоянная скорость, торможение. Поэтому безопасную дистанцию выдерживать очень сложно. Даже опытные автомобилисты, просидевшие за баранкой не меньше 7-8 лет, трудно привыкают к такому режиму.

Рекомендованная средняя дистанция в городе составляет 3 метра. Новичкам советуют выдерживать не меньше пяти метров. Им вообще тяжело, они стараются не приближаться к переднему авто ближе, чем на 5-10 метров, но тем самым создают проблемы. В образовавшийся просвет заезжает опытный водитель, расстояние между машинами резко сокращается. Всё это надо учитывать, действовать согласно конкретной ситуации, не забывая про закон.

На загородной трассе

Всё обусловливается качеством асфальта.

Вот какие пункты, касающиеся расстояния между автомобилями на трассе, прописаны в ПДД:

  • если нет особых препятствий на трассе, загрязнённых или заблокированных из-за ремонта участков пути, до передней машины надо выдерживать не менее трёх метров;
  • при наличии ям, опавших ветвей деревьев, других небольших препятствий, или если машина ездит ночью, расстояние нужно увеличить до четырёх метров;
  • если дорога обмёрзла, покрыта порошей, то в дневное время — шесть метров, в ночное — 7 метров;
  • на гололёде, покрытиях с тонкой плёнкой воды, во время снегопадов с частичным подтаиванием — семь метров.
Читайте также  Как работает коробка передач

В пробке

В заторах дистанция между автомобилями по ПДД должна составлять половину длины автомобиля, что аналогично 2 метрам. Этого промежутка вполне хватит, чтобы успеть поменять полосу и не создать аварийную ситуацию. Нужно учитывать всё, например, если передняя машина неожиданно заглохнет.

На сложных дорогах, в условиях плохой видимости, на узких улицах и закрытых поворотах промежуток следует выдерживать так, чтобы тормозной путь автомобиля был меньше, чем дистанция видимости.

При остановке

Останавливая машину, надо также соблюдать дистанцию, согласно погодным условиям и качеству дороги. На обледенелой дороге и снегу нужно выдерживать промежуток, равный 4 секундам.

Автомобиль останавливается часто под светофором, и здесь важно соблюдать правильную дальность, чтобы исключить возникновение аварии. Не рекомендуется приближаться к переднему автомобилю меньше, чем на 2-3 метра.

На парковке

В ПДД этот пункт чётко не прописан. Дело в том, что длина до припаркованной машины здесь зависит от конкретных условий. Паркуясь, следует рассчитать впереди столько места, чтобы суметь выехать на случай остановки другой машины сзади.

Для грузовика

Контролировать ситуацию перед легковым автомобилем водителю грузовика крайне важно! На трассах рекомендуется выдерживать наиболее безопасный промежуток, равный 40-80 метрам. Этого будет достаточно, чтобы остановить машину без риска столкновения.

До крупногабаритного автомобиля

Крупный транспорт, осуществляющий грузоперевозки, или большой автобус закрывают обзор водителям, передвигающимся сзади. И чем они массивнее, тем больше должно быть расстояние до них. На трассах многие стараются обгонять грузовики, но важно при этом выдерживать 10-метровый промежуток.

Боковой интервал

Данный промежуток не менее важен для дорожной безопасности. Боковой интервал по ПДД — это расстояние сбоку между машинами. Во время обгонов, на широких трассах с несколькими полосами, автомобили оказываются на одинаковой горизонтальной плоскости. Примечательно, что наибольшее число аварий происходит из-за неправильно выдержанного бокового промежутка. В правилах указано, что это расстояние должно быть рассчитано с учётом:

  • техсостояния и исправности машины;
  • темпа передвижения;
  • прочих воздействующих факторов, включая даже самочувствие водителя.

Знак «Ограничение минимальной дистанции»

Этот знак предупреждающий. Он запрещает движение автомобилей, если между ними промежуток меньше, чем указано на табло. Как правило, устанавливается на сложных участках пути, где имеются мосты, тоннели, ледовые переправы, инженерные коммуникации, понтоны. В ПДД прописан как 3.16.

Действует знак до ближайшего перекрёстка, начала или конца населённого пункта. Также может быть знак 3.31, означающий «Конец зоны всех ограничений».

Установка этого знака решает две важнейшие задачи:

  • облегчает контроль над порядком автомобильного движения, адекватно оценивается степень опасности конкретной машины из движущейся колонны;
  • разряжается плотность автопотока на сложных участках дорог, связанных с движением по пролётным строениям.

Встретить этот знак, например, можно перед таможней. Обгонять других участников движения здесь не получится: образуется своеобразная зона ожидания. Любая попытка маневра приведёт к большому ДТП, в котором пострадает несколько машин.

Размер штрафов за несоблюдение расстояния

Штраф в 1500 рублей за несоблюдение расстояния выписывается по закону только после образования аварии. Часто такие происшествия возникают в больших городах, где образуется много заторов. Отмечается несоблюдение по двум пунктам — неправильная скорость и расстояние.

Это взыскание не применяется при ДТП, если один из автомобилей припаркован или не движется.

Помните, что правила не дают чёткую картину действий. Водителю всегда следует надеяться на самого себя, ездить аккуратно, и не понимать ПДД буквально. Например, дистанцироваться в городском потоке на пять метров просто невозможно, иначе образуется пробка. И сами правила дорожного движения указывают, что двигаться надо со скоростью автомобильного потока.

О безопасной дистанции наглядно и с примерами

В пункте 85 ПДД записано: «Водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае экстренного торможения или остановки…» При этом Правила никак не уточняют, каким образом следует рассчитывать эту самую безопасную дистанцию. Да и многих водителей, похоже, этот вопрос особо не интересует. До поры до времени…

Сценариев развития событий — множество. Например, выезжая на главную дорогу, водитель первого автомобиля начинает ускоряться, а затем притормаживает, чтобы пропустить транспорт или пешеходов, и в этот момент в него въезжает машина, ехавшая позади. Попутное столкновение может произойти и в момент перестроения, когда водитель второй машины смотрит по зеркалам или отвлекается на действия других участников движения (например, его начинают «прижимать» из соседнего ряда). В любом случае он какое-то время не смотрит вперед — этого достаточно, чтобы не успеть среагировать на то, что автомобиль впереди тебя начинает останавливаться.

Еще один типичный пример: водитель первого автомобиля ускоряется, чтобы успеть проехать перекресток или пешеходный переход, а потом, увидев, что не получится проскочить, начинает резко тормозить — и эта остановка оказывается полной неожиданностью для водителя второго автомобиля, который тоже думал, что успеет проехать, и тоже начал ускоряться.

Помимо дистанции играет роль и разность скоростей: если второй автомобиль изначально едет быстрее первого, риск того, что тормозного пути не хватит, возрастает.

Авария может быть вызвана и более банальными причинами: водитель по какой-то причине отвлекся от дороги «буквально на секунду». Такое случается сплошь и рядом и, как правило, не имеет никаких последствий, однако иногда и этой упущенной секунды достаточно, чтобы не успеть среагировать на внезапное изменение дорожной обстановки, особенно если не учитываются другие факторы риска. Например, такие, как скользкая дорога.

Играем в догонялки

Любую тему всегда проще раскрывать на наглядных примерах. Итак, два легковых автомобиля, Renault и Ford, и два водителя, по ходу заездов меняемся и машинами, и позициями, заезды проводим на разных скоростях в диапазоне от 40 до 70 км/ч и на разных покрытиях. При этом события развиваются по одному из двух сценариев.

Для начала «классика»: водитель первого автомобиля производит экстренное торможение — просто резко бьет по педали тормоза вплоть до полной остановки. И это становится «полной неожиданностью» для водителя второго автомобиля, вынужденного тоже прибегать к резкому торможению. Хватит ли дистанции, выбранной на свое усмотрение, но близкой к реальным условиям (как бы он ехал, держась в общем потоке), чтобы избежать попутного столкновения?

Оба водителя обладают значительным опытом, поэтому без проблем выдерживают безопасную дистанцию. Чтобы дойти до «грани», нужно взвинчивать темп или сокращать расстояние.

Меняем асфальтовое покрытие на микст из снега и льда, а вперед запускаем машину на шипованной резине. И этого уже достаточно, чтобы водитель Renault «догнал» Ford! «Перелет» на добрый метр в реальной ситуации точно обернулся бы битым железом. Но в наших заездах водители имели право на ошибку: автомобили двигались в разных рядах.

И еще, несмотря на то что участвующий в эксперименте водитель начинает реагировать, лишь когда вспыхивают стоп-сигналы на ведущей машине, он все же ожидает подобного развития ситуации. Можно предположить, что в реальных условиях задержка на оценку обстановки и принятие решения будет большей, а это лишние доли секунды и соответственно дополнительные метры. Именно они и будут иметь значение!

Цена реакции

Если у автомобилей сопоставимый тормозной путь, почему происходят попутные столкновения? Потому что тормозной путь — это лишь одна из трех составляющих остановочного пути, расстояния, которое проезжает автомобиль с момента обнаружения водителем опасности и до момента полной остановки. Остановочный путь также включает в себя расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и время срабатывания тормозной системы.

Другими словами, процессу торможения предшествуют две фазы: реакция водителя (на оценку ситуации, принятие решения и действие — нажатие на тормоз — в зависимости от подготовки и состояния водителя уходит от 0,2 до 1,2 секунды, но обычно в расчетах применяется 0,8 секунды) и срабатывание тормозной системы (0,2 секунды). То есть прежде чем автомобиль начнет замедляться, еще около секунды он будет двигаться с первоначальной скоростью. При 60 км/ч это 16,7 м, при 90 км/ч — уже 25 м (помните, сколько метров вы держите перед собой в городе и на трассе?).

Резонно предположить, что именно на это расстояние может измениться первоначальная дистанция между двумя автомобилями после их экстренного торможения и остановки, и это при условии, что у обоих будет одинаковый тормозной путь. А он может отличаться как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от эффективности работы тормозной системы, массы автомобиля, установленных шин (что особо актуально в зимний период, когда шины с шипами и без них на разных покрытиях имеют значительные разбежки в показателях тормозного пути).

Просто перестроился…

А теперь представим другую ситуацию. Водитель идущей впереди машины плавно и без включения «поворотников» перестраивается в другой ряд, а перед вами «вдруг» оказывается пешеход, дорожный рабочий или пресловутый автомобиль прикрытия. Исход события теперь всецело зависит от вашей реакции, но дело дошло до «экстрима» во многом из-за неправильно выбранной дистанции, в результате чего времени на принятие решение и собственно действия остается совсем немного.

Мы решили сымитировать и эту ситуацию, выставив при помощи конусов небольшое препятствие. Водитель первого автомобиля объезжает его плавно, не показывая сигналов поворота. Водитель второй машины может реагировать (тормозить, объезжать), только когда увидит наше «препятствие».

Уже «пристрелочные» заезды на асфальте показали, что водителю второй машины для объезда препятствия приходится активно маневрировать и ехать на грани скольжения, а ведь он был морально готов к тому, что ему предстоит делать, был предельно сосредоточен.

Но стоило нам переместиться на микст снега и льда и приподнять темп, и вот уже второй водитель «косит пилоны», даже несмотря на готовность к маневру, свой опыт и хорошую резину!

Секунды, километры, метры

Как выбрать безопасную дистанцию? Одна из «народных» методик — разделить вашу скорость надвое, а полученная цифра и есть необходимое расстояние в метрах: при 60 км/ч — 30 м, при 90 км/ч — 45 м. Но все ли способны точно определить необходимое расстояние?

Гораздо проще использовать временной интервал, то есть двигаться не менее чем в нескольких секундах позади автомобиля, которой находится перед вами (в итоге дистанция получается такой же, как и в случае деления скорости надвое). Засечь временной интервал проще простого: выбираете любую привязку рядом с дорогой (знак, столб, светофор), фиксируете момент ее прохождения идущей впереди машиной, после чего считаете секунды (проговаривая 501, 502…). Вы должны проехать мимо этой же привязки не ранее чем через безопасный интервал времени.

Читайте также  Эбу двигателя что это

Каким он вообще должен быть? Рекомендации специалистов варьируются в пределах 2-4 секунд. Согласны, что «вилка» достаточно широкая. Но к этому вопросу можно подойти дифференцировано (что, кстати, некоторые эксперты и делают): так, для простых условий крайний минимум можно определить в 2 секунды, для сложных (ограниченная видимость, скользкое покрытие, высокая скорость) — увеличивать дистанцию до 3-4 секунд.

Но давайте будем честны: выдержать даже 2 секунды в условиях плотного транспортного потока практически нереально, ведь при 60 км/ч нужно иметь перед собой 33,4 м свободного пространства, а при 90 км/ч — все 50. Стоит создать необходимый интервал, как его обязательно использует водитель из соседнего ряда, «нырнувший» в образовавшуюся брешь. Вынужденно используя уменьшенный интервал, нужно оставаться начеку. Впрочем, кто сказал, что за рулем вообще можно расслабляться?

Есть еще одно но: даже если вам удастся благополучно затормозить, остается риск того, что это не получится у едущего позади водителя!

Наш вердикт

Держать безопасную дистанцию сложно, но можно и нужно — для своего же спокойствия, здоровья и финансового благополучия. Старайтесь хотя бы придерживаться «правила двух секунд» и помните, что терять бдительность нельзя даже на вроде бы спокойном участке дороги.

Почему важно соблюдать дистанцию

Последнее обновление: 03.01.2021
Комментариев нет

Речь пойдет о том, как соблюдать дистанцию в дорожном потоке машин. Рассмотрим, что означает соблюдать дистанцию до едущего впереди автомобиля в транспортном потоке, какую целесообразно держать дистанцию в цифрах, и для чего, так сказать, вообще, важно соблюдать дистанцию. А также рассмотрим некоторые негативные последствия, возникающие в процессе движения, если пренебречь этой нормой.

Что такое дистанция в ПДД

Общее понятие «дистанция» — это расстояние между двумя объектами, взятое по направлению. Если объекты движутся навстречу друг другу, или один объект стоит на месте, а второй к нему приближается, то это означает, что дистанция между ними сокращается.

Поскольку, на дороге в роли объектов выступают участники дорожного движения, и эти участники подчиняются определенному порядку, принято говорить, что они движутся на некоторой дистанции, соблюдая, при этом, боковой интервал.

Из всех участников дорожного движения, в число которых входят и транспортные средства, и пассажиры, и пешеходы, в данном вопросе (о соблюдении дистанции) нас интересуют только транспортные средства.

Дистанция может быть встречная (когда ТС движутся навстречу друг другу) и попутная (когда ТС следуют друг за другом). Расстояние между бортами машин (транспортных средств) носит название боковой интервал.

ПДД не дают официальное определение термину «дистанция», соответственно, в Правилах не указано ее значение в цифрах. Тем не менее, транспортные средства движутся, расстояния между ними постоянно изменяются, и возникает вопрос:

Какая должна быть дистанция между транспортными средствами, чтобы движение осуществлялось в соответствии с ПДД, т.е. не создавая помех друг другу?

Поскольку движение у нас правостороннее, Правила разделяют попутное и встречное движение, то в рамках ПДД встречной дистанцией можно пренебречь. О дистанции в ПДД есть смысл рассуждать только в тех случаях, когда два или несколько автомобилей следуют попутно друг за другом в пределах одной полосы движения.

В пункте 9.10 ПДД есть следующие строки:

«Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, . ».

Таким образом, дистанция до едущего впереди автомобиля в ПДД — это расстояние удаления того, «переднего» автомобиля, от вашего, т.е. расстояние, на котором «передний» автомобиль, движущийся попутно, удален от вашего по линии полосы проезжей части.

Как соблюдать дистанцию

Прежде чем ответить на вопрос, как соблюдать дистанцию, есть смысл сначала понять, для чего необходимо соблюдать дистанцию до «переднего» автомобиля, и какой величины должна быть эта дистанция. Ответ на первый вопрос простой: дистанцию необходимо соблюдать для того, чтобы не столкнуться с автомобилем, который едет впереди.

Другими словами, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, этой дистанции (с учетом скорости движения) должно хватить для безопасной остановки до «переднего» автомобиля или для его безопасного объезда.

Какой величины должна быть дистанция? Поскольку дистанция представляется в виде некоторого расстояния, то ее величина измеряется мерой длины (например, в метрах). Но в процессе движения, когда дорога «бежит» перед глазами, это расстояние (метры) до едущего впереди автомобиля приходится определять на «глазок», что не всегда удобно.

Глазомер у всех людей разный, и справедливо возникают другие вопросы. Безопасная дистанция — это сколько метров? И с какой скоростью должен ехать автомобиль, чтобы выдержать безопасную дистанцию? В случае с «метрами», на эти вопросы ответить проблематично. Но выход есть. Дистанцию целесообразно измерять не в метрах, а в секундах, т.е. временем.

За одну единицу времени автомобиль, движущийся с определенной скоростью, проезжает некоторое расстояние. За одинаковый промежуток времени, увеличивая или уменьшая скорость, автомобиль проедет, соответственно, большее или меньшее расстояние.

Предположим, два автомобиля, под номером 1 и 2 движутся со скоростью 60 км/час на дистанции 5 секунд. 1-й автомобиль — впереди, 2-й, соответственно, позади первого. Дистанция в 5 секунд означает, что с момента начала отсчета, через 5 секунд, 2-й автомобиль окажется в месте, где до этого находился 1-й авто.

Если оба автомобиля одновременно увеличат скорость до 100 км/час, и продолжат движение с этой скоростью, то дистанция между ними останется такой же, что и была до увеличения скорости, т.е. 5 секунд. Но на более высокой скорости оба автомобиля проедут большее расстояние (при неизменной дистанции).

Как определить дистанцию в секундах до едущего впереди автомобиля?

Для этого нужно приметить на дороге какой нибудь ориентир (например, штрих прерывистой разметки, дорожный знак и пр.) и как только «передний» авто поравняется с ориентиром, либо проедет штрих разметки, начать отсчет, равный секундам: и раз, и два, и три, и четыре. И считать до тех пор, пока вы не достигнете примеченного вами ориентира.

Поравнялись с ориентиром и запомнили, сколько получилось насчитать секунд. Получившееся число и будет вашей дистанцией до едущего впереди автомобиля, измеренной в секундах на данной скорости.

Безопасной дистанцией на твердом сухом покрытии дороги (сухой асфальт) считается дистанция в 2-3 секунды. На влажном или скользком дорожном покрытии дистанцию целесообразно увеличивать до 4-6 секунд.

Опытным путем установлено, что за это время водитель успевает сориентироваться, и принять меры для безопасной остановки или маневра. Это, так сказать, средние цифры, расчет был сделан на среднестатистического водителя.

С учетом того, что на высокой скорости автомобиля нагрузка на восприятие водителем дорожной обстановки увеличивается (соответственно, увеличивается время реакции, это доказанный факт), то с увеличением скорости целесообразно увеличивать дистанцию.

На небольшой скорости (например, во время движения в вялотекущей пробке) дистанцию допускается сокращать. Есть смысл держаться на таком расстоянии, чтобы оставалась возможность объехать «передний» автомобиль без отъезда назад, если тот по какой-то причине остановится, и не сможет продолжить движение (например, ДТП).

О том, как поддерживать дистанцию на непредвиденных остановках с возможностью объезда описано в статье Движение в потоке.

Опасность движения на короткой дистанции

Когда вы движетесь на оптимальной дистанции, у вас есть возможность смотреть на дорогу далеко вперед — она вам видна. В таком случае у вас даже остается безопасная возможность «гулять» по своей полосе, т.е. можно сместить автомобиль на полметра вправо или влево, и таким образом разглядеть дорогу впереди по движению.

На короткой дистанции вы лишаете себя такой возможности, потому что корпус едущего впереди автомобиля будет закрывать обзор дороги. А, ведь, впереди может ехать крупногабаритный автомобиль, и на большой скорости все события происходят очень быстро. Какие могут быть последствия? Ответ — любые.

Например, когда «передний» автомобиль кого-то объезжает (предположим, стоящий посередине полосы автомобиль), то есть большая вероятность не успеть его объехать самому, т.к. на короткой дистанции попросту не хватит времени для маневра. Такой вариант рассмотрен на примере дорожной ситуации в статье Еще раз о дистанции. Очень хороший пример.

Возможно другое развитие событий в тех же обстоятельствах: вам не хватит места для объезда, потому что соседняя полоса в этот момент будет занята другим автомобилем, а тормозить будет уже поздно. Такие варианты, также на примере дорожных ситуаций, рассмотрены в статьях Препятствие на второй полосе и Неожиданный «сюрприз» на второй полосе.

Водитель «переднего» автомобиля может по разным причинам резко затормозить. Если дистанция до него короткая, то есть вероятность самому не успеть затормозить, и врезаться сзади. В таких ДТП виновным признают того водителя, который ехал сзади — нарушение вышеупомянутого пункта 9.10 ПДД.

В статье Не ожидал, что автомобиль остановится есть пример столкновения, но несмотря на то, что его причина не дистанция, данный пример очень подходит для понимания того, как обычно все происходит. Рекомендую.

Еще одно неудобство движения на короткой дистанции заключается в пред.намерении совершить обгон едущего впереди транспортного средства. Обгон — это маневр, связанный с выездом на встречную полосу. Его эффективность заключается в том, чтобы как можно меньше времени находиться на встречной полосе.

Для этого непосредственно перед началом обгона целесообразно начать разгон еще на своей половине проезжей части, а сделать это можно только, если вы движетесь на достаточной для разгона дистанции.

Таким образом, если ваша дистанция короткая, вы не сможете совершить необходимый разгон для того, чтобы обгон прошел быстро и безопасно. Обгон, в конце концов, произойдет, но ведь, ситуация на дороге меняется очень быстро.

В публикации О дистанции, скорости и приемах вождения есть видеоролик, на котором известный инструктор разъясняет суть этого вопроса, и показывает его выполнение на собственном примере.

И как дополнение к теме обгона рекомендую статью Правила обгона и ошибки при его выполнении.

Будьте внимательны за рулем. И соблюдайте дистанцию.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 03.01.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Какой должна быть дистанция между машинами в разных ситуациях: в колонне, на светофоре, в пробке, про тормозной путь и время реакции

Верно выбранное расстояние между движущимися автомобилями – один из важных факторов безопасности на дороге. Если не научиться правильно выбирать, оценивать и соблюдать его, легко спровоцировать столкновение. Но правильно определить расстояние до идущего впереди и сбоку транспорта в разных условиях непросто. О том, как выбирается оптимальная дистанция между машинами, читайте в этой статье.

Какая дистанция между машинами по ПДД в метрах?

Все, что касается дорожного движения, направлено на сохранение безопасности для его участников. Вот как устанавливается дистанция между машинами по ПДД пунктом 9.10:

Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

То есть конкретных значений этих расстояний в метрах Правила не предписывают. Ведь они зависят от многих факторов:

  • технического состояния и характеристик автомобиля;
  • скорости в том числе соседнего транспорта;
  • качества и иных особенностей дорожного покрытия;
  • плотности потока машин;
  • погодных условий, видимости;
  • времени суток;
  • индивидуальных качеств водителей (быстроты реакции, опыта и др.);
  • прочих обстоятельств, способных возникнуть в конкретном случае.
Читайте также  Что лучше ваз 2110 или 2112

Какая дистанция должна быть между машинами? Это, скорее, техническая проблема. В идеале при усредненных условиях (нескользкой и ровной дороге, нормальном состоянии авто, при отсутствии необходимости часто и резко менять режим движения) целесообразно придерживаться расстояния, равного половине скорости ТС. Но это число должно быть не в километрах, а в метрах.

То есть, если скорость равна 60 км/ч, дистанция определяется в 30 м. Или можно взять за основу средний тормозной путь машин, который при том же значении показателя равен 15 м. Но все это, конечно, нереально. Такие промежутки создадут больше проблем, чем преимуществ.

Есть и другое, более адекватное правило, позволяющее вычислить верную дистанцию между едущими авто. Она должна быть такой, чтобы при необходимости экстренного торможения не произошло столкновения. То есть после нажатия на педаль у водителя должно оставаться минимум 2 секунды для преодоления расстояния до следующего авто.

При движении по городу

В населенном пункте условия движения тоже могут быть разными. Иногда это заторы, в которых нельзя соблюдать слишком большое расстояние, но и опасно сближаться с соседними ТС. В других случаях удается ехать с хорошей скоростью, не меняя режим резко.

Учитывая все это, дистанция между машинами в городе целесообразна в 2/3 длины корпуса ТС. В среднем это 3 метра. Если водитель опытный, с хорошей реакцией, допустимо уменьшить ее до 2-х. Но нужно принимать во внимание, что другой автомобилист может оказаться менее проворным, нельзя упускать и другие влияющие на безопасность факторы. Если дорога скользкая, резина «лысая», а впереди целая цепочка других автомобилей, это расстояние стоит увеличить и до 4-х метров.

При плохой погоде или в гололед, сильный дождь промежуток между машинами следует растянуть так, чтобы тормозной путь оказался короче, чем поле видимости. Это правило должно без оговорок выполняться на узких улицах, крутых поворотах и перекрестках со сниженным обзором.

При выезде на трассу

За пределами населенного пункта допустимая скорость автомобилей выше, чем в его черте. Только это – достаточная причина для увеличения расстояния от одного ТС до другого. В большей степени дистанция на трассе между машинами определяется особенностями дорожного покрытия. Она должна быть такой, чтобы:


  • на чистом и сухом асфальте у водителя оставались 2 секунды для преодоления расстояния до едущего впереди ТС;
  • при тех же условиях, но в темное время суток в запасе были 3 секунды;
  • оставалось то же количество времени, если дорога мокрая или с небольшими выбоинами;
  • днем при слегка заснеженной трассе до едущей впереди машины можно было добраться не раньше, чем за 4 секунды;
  • при тех же условиях, но в темноте их было 5;
  • если снег плотный, или есть участки льда, в распоряжении водителя оставались 5 секунд;
  • при гололеде, снежной «каше», сильном дожде до идущего впереди ТС сохранялось расстояние, преодолеваемое минимум за 6 секунд.

То есть чем сложнее условия, тем больше должна быть дистанция между машинами при движении. Не стоит забывать и об обязательном соблюдении подраздела 9.11 ПДД:

Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу.

Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

На светофоре

В ожидании разрешающего продолжать движение сигнала светофора автомобили обычно становятся достаточно плотно друг к другу. И это может спровоцировать столкновение, ведь здесь кто-то меняет траекторию езды. А слишком большое расстояние может привести к тому, что в образовавшееся пространство попытается проскочить еще одно авто.

Дистанция между машинами на светофоре должна выбираться так, чтобы избежать этих сложностей, оставить возможность объехать заглохшее ТС без использования заднего хода. То есть достаточно будет 2-3 метров. В случае опасности такой промежуток оставит также шанс быстро перестроиться в другой ряд.

В составе колонны

Организованная цепочка автомобилей формируется в соответствии с особыми правилами. Во время движения все маневры идущие в колонне машины выполняют согласованно. Скорость каждой из них должна быть как у ведущей. И, в соответствии с пунктом 9.11 ПДД, автомобили в колонне не обязаны оставлять промежутки, позволяющие другим ТС обгонять их.

Тем не менее дистанция между машинами в составе колонны должна обеспечивать безопасность в случае внезапного торможения. Теоретически она выбирается из расчета 1 метр на 1 км/ч скорости. На практике такие промежутки приведут к растяжению цепочки автомобилей на огромное расстояние, созданию неудобств для других участников движения.

Безопасная дистанция между автомобилями по ПДД

Каждый год тысячи людей попадают в аварии. Любая авария имеет, кроме очевидных последствий – ущерба здоровью и автомобилю – и другие. Люди соответствующе отнесутся к двум автомобилистам, которые столкнулись на оживлённой трассе и перегородили трафик.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !

Чтобы избежать таких проблем, существуют нормы ПДД. Одна из важнейших – допустимое расстояние между автомобилями.

Понятие дистанции между автомобилями

В правилах дорожного движения указано, что водитель обязан соблюдать дистанцию с автомобилями, которые движутся спереди и сбоку.

Водитель должен уметь не только определять необходимое расстояние, но и уметь спрогнозировать такие случайности, как экстренная остановка впереди идущего транспорта.

Какие факторы влияют на размеры дистанции?

На определение необходимой дистанции влияют различные факторы:

  • Состояние полотна дороги (наличие ям и трещин, гравиевое или асфальтовое покрытие);
  • Скоростной режим на автотрассе;
  • Стаж вождения (опытные водители могут определить новичка на дороге);
  • Качество автомобиля, его характеристики;
  • Погодные условия;
  • Освещённость.

Безопасная дистанция в метрах

В плотном городском потоке машин, особенно в пробке, расстояние оценивается «на глазок». Точную дистанцию ПДД не регулирует, за исключением знака 3.16 (ограничение минимальной дистанции). На таких знаках указывается точное расстояние в метрах, которое необходимо соблюдать.

В остальном всё зависит от указанных выше факторов. Особенно серьёзно к оценке зазора между транспортом следует относиться владельцам крупных автомобилей (внедорожники, грузовики, автобусы).

Как определить безопасную дистанцию в секундах?

Ясно, что зазор между транспортом в секундах определить сложнее, чем в метрах. Этому нужно учиться.

Площадкой для тренировок может стать любое место, где можно разогнаться до 40+ километров без угрозы во что-либо врезаться. После разгона нужно резко затормозить перед воображаемой точкой и просчитать тормозной путь.

Если говорить о средних цифрах, то для разных покрытий они будут примерно такими:

  • Сухой асфальт – около 2 секунд;
  • Асфальт после дождя – 3 секунды;
  • Ледовая дорогая (при переезде через реку) – не менее 5 секунд, если надеты зимние шины;
  • Гравиевое покрытие – 3-4 секунды, зависит от расстояния.

Необходимо также учитывать опыт вождения и состояние водителя. Дело в том, что начинающий автолюбитель реагирует примерно в два раза дольше – около полусекунды, в то время как опытному достаточно чуть более двух десятых долей секунды.

Среди прочего, при вождении необходимо как можно реже отвлекаться. Если вы видите, что перед вами едет автомобиль и при плохом раскладе вы можете с ним столкнуться – отключите телефон, сконцентрируйтесь исключительно на вождении. Даже автовладелец с большим стажем не может быть точно уверен в том, что его реакция сработает как часы.

Методики соблюдения правильного расстояния на дороге

Известно, что соблюдать дистанцию водитель учится с опытом. Но получение этого бесценного опыта можно ускорить тренировками.

Вариант практики, которая поможет с уверенностью и без боязни ездить по российским дорогам, следующий:

  • Шаг 1. Пристройтесь на безопасное на ваш взгляд расстояние за едущим впереди автомобилем.
  • Шаг 2. Найдите на обочине или на самой дороге предмет, который будет выступать точкой отсчёта (столб, разметка).
  • Шаг 3. После того, как движущаяся впереди машина минует эту точку, высчитайте, за какой время доберётесь до неё вы. Если это время покажется достаточным для того, чтобы в экстренной ситуации успеть затормозить, можно считать такое расстояние безопасным.

Ездить в плотном потоке автомобилей, особенно в пробке, значительно труднее, поскольку выше шанс торможения автомобиля спереди. В солнечную сухую погоду дистанция может быть небольшой, около двух метров, особенно если невысока средняя скорость движения.

Интенсивное и быстрое движение, особенно во время дождя или снега, требует куда большей осторожности. В этом случае лучше подстраховаться и двигаться на максимально разумной дистанции от едущего впереди.

Одна небольшая ошибка на дороге может привести к тому, что придётся потратить много времени и сил на ремонт своей машины.

Нужно ли соблюдать дистанцию по загородному шоссе?

Соответственно, увеличивается тормозной путь. Поэтому, если знаком не указано расстояние, его нужно соблюдать с учётом тормозного пути и вашей реакции.

Штраф за нарушение дистанции

Штраф был введён недавно и используется не очень активно. В основном его выписывают уже после аварии. Причина в столь редких штрафах в том, что камере трудно зафиксировать расстояние между машинами – для этого должны быть какие-либо ориентиры, что случается крайне редко.

Однако если водителем не был принят во внимание знак 3.16 (минимальное расстояние между автомобилями), то штраф вполне может воспоследовать. После волны увеличений денежных размеров наказания за нарушение ПДД, сегодня штраф составляет 1500 рублей.

Нарушение ПДД – всегда потенциальная угроза здоровью, имуществу и даже жизни. Казалось бы, какая мелочь – ехать чуть ближе к заднему бамперу другого автомобиля. Но мир полон случайностей, и такая маленькая деталь может привести к жертвам.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)