Что такое формирование в педагогике

Что такое формирование в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие формирования в педагогике

Формирование (в педагогике) – это процесс становления личности человека под воздействием всех без исключения факторов (социальных, экологических, педагогических, экономических и т.д.).

Такие категории педагогики как формирование и развитие являются общенаучными. Ученые применяют их с целью объяснения происходящих общественных процессов и их возможных последствий. В рамках педагогики, понятие «формирования» используется не так часто, в основном процесс изменения личности в онтогенезе характеризуется таким процессом как «воспитание». Однако все чаще ученые-педагоги приходят к мнению, что понятие «развитие», «формирование» и «воспитание» совершенно разные и «несут» в себе разную смысловую нагрузку.

Одним из основных, но не единственным фактором, формирования является воспитание. Под сформированностью понимают достижение определенного уровня, некую завершенность или законченность.

Таким образом, «формирование» является еще не достаточно установившейся педагогической категорией, несмотря на то, что она уже довольно широко используется в педагогике.

Смысл формирования, в разные временные отрезки воспринимается и понимается по-разному. Порой его смысл чрезмерно сужается, а порой расширяется до безграничных пределов.

Педагогическая литература прежних лет, трактует «формирование» как неуправляемое и случайное воздействие на личность ребенка. В настоящее время это понимание отвергается, а «формирование» понимается как процесс сознательного управления развитием личности ребенка или ее отдельных стороны, свойств, качеств, и доведение их до определенного совершенства.

Педагогическая практика понимает формирование как использование конкретных методов, средств, способов и приемов воздействия на личность ребенка, с целью создания у него определенной ценностной системы, знаний, умений, навыков, склада памяти и мышления. Формирование направлено на «оформление» личности человека в целостную и устойчивую систему.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, формирование предполагает овладение человеком собственным поведением и успешное вхождение в социум, с его требованиями и нормами.

Процесс формирования личности человека предполагает изменение в психических процессах, имеющих процессуальный характер. Способ успешного течения психических процессов предусматривает их последовательное развитие. Именно формирование способно связать между собой эти два явления и оказать на них необходимо воздействие. То есть, формирования является основным способом существования психического процесса и его движения по пути развития.

В педагогике «формирование» используется в двух направлениях, как результат развития ребенка и как организованная деятельность педагога и детей, направленная на их воспитание и обучение.

Нередко «формирование» понимают как «воспитание». Однако данные понятия следует разграничивать. Каждый ребенок рождается без знаний и умений, но через воспитание и обучение он их получает. Достижения ребенка на определенном возрастном этапе и есть уровень его сформированности. Именно так поэтапно происходит формирование знаний, умений, навыков, памяти, мышления, мировоззрения и т.д. Однако следует понимать, что не все в ребенке развивается под воздействием формирования. Оно является только лишь одним из направлений и средств развития личности.

Движущие силы формирования

Формирование представляет собой содержательное обогащение личности человека, которое сопровождается его оформлением, проявляющемся внешними изменениями. По своей природе формирование не имеет «финальности», на протяжении всей жизнедеятельности осуществляется процесс формирования личности, то есть оно непрерывно и бесконечно.

Выделяют отдельные этапы формирования:

  1. Первичное формирование – происходит на этапе от рождения до взрослости.
  2. Дальнейшее формирование – осуществляется совершенствование личности или деградация, ухудшение или распад личности.

Одним из актуальных вопросов формирования в педагогике, является вопрос о движущих силах данного процесса. Движущие силы процесса формирования имеют внешние и внутренние источники.

Внутренние движущие силы – это собственное стремление ребенка к познанию мира, получению знаний, приобретению умений и навыков.

Внешние движущие силы – это воздействие на личность ребенка ос стороны педагогов, родителей, сверстников, окружающего социума и т.д.

В современной педагогике процесс формирования личности является одним из наиболее актуальных и важных вопросов. Связано это с тем, что формирование личности – это самая серьезная и ответственная проблема в индивидуальном плане, предусматривающая самореализацию личности, достижение личного успеха и благополучия, реализации своих сил и возможностей.

Результаты формирования

Формирование личности в педагогике предполагает достижение конкретных результатов, а именно:

  1. Образовательные результаты – понимание окружающей действительности; происходящих в обществе и различных областях (экономике, политике, образовании и т.д.) изменений и преобразований; расширение собственного кругозора; осведомленности из разных областей знаний; создание оптимальных условий для самовоспитания, самообразования и саморазвития и т.д.
  2. Воспитательные результаты – сформированность политических и моральных убеждений; отношения к Родине, своему народы, истории, традициям, государственным и общественным институтам, труду, религии, социальным группам; активизация мотивов общепризнанных норм поведения, привычек, взглядов; отношение к досуговой деятельности, хобби, традициям; отношение к совершению тех или иных поступков, их моральное принятие или отторжение и т.д.
  3. Обучающие результаты – обогащение знаниями из различных областей жизнедеятельности; владение навыками поведения, профессиональными и бытовыми навыками, а также навыками различных видов практической деятельности и т.д.
  4. Развивающие результаты – успешная социализация в современном обществе; адекватность и соответствие своих интересов и наклонностей общепризнанным нормам; овладение необходимыми физическими качествами; развитость интеллекта, культуры, нравственности, деловых и профессиональных способностей и т.д.

Понятие формирования в педагогике от разных авторов

  • Что такое формирование в педагогике
    • Что включает процесс
  • Движущие силы, источники формирования
  • Результаты формирования, их характеристика
    • Образовательные
    • Воспитательные
    • Обучающие
    • Развивающие
  • Разные авторы о термине формирования в педагогике

Что такое формирование в педагогике

Формирование — это процесс становления человека под воздействием всех окружающих его факторов, в том числе экономических, экологических, педагогических, социальных и других.

Среди современных ученых-педагогов бытует авторское мнение, что понятие «формирование» не то же самое, что воспитание, обучение или развитие личности. Эти термины несут разную смысловую нагрузку.

Обучение — одно из средств воспитания. Воспитание является одним из составных факторов формирования, а последнее предполагает завершенность, достижение некого уровня. Ранее в педагогике было принято трактовать его как случайное воздействие, не поддающееся контролю. Сейчас наоборот — эта концепция подразумевает процесс сознательного управления развитием личности, изменение в лучшую или худшую сторону её свойств, качеств, доведение их до определенного уровня.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что включает процесс

Формирование личности не имеет завершения, пока человек жив, оно бесконечно и непрерывно. Это обогащение новым содержанием, действие, которое сопровождается внешними изменениями, основной способ существования психического процесса и его движение по пути прогресса или регресса.

Различают два этапа формирования:

  • первичное,
  • дальнейшее.

Первичное происходит от рождения и до достижения индивидуумом взросления, а дальнейшее — это уже совершенствование либо распад личности. Чтобы понять, как происходит данный процесс, педагоги должны разбираться в его движущих силах.

Движущие силы, источники формирования

Всего существует множество сил, влияющих на человека, их источники подразделяются на внешние и внутренние.

  • Внешние — воздействие на ребенка его окружения, т.е. родителей, педагогов, сверстников, всего общества, в котором он живет.
  • Внутренние — собственные желания и стремления к познанию жизни и мира, получению образования, полезных навыков, самоутверждению и т. д.

Процесс формирования вызывает пристальный интерес у исследователей, ведь от него напрямую зависит, насколько удачно человек впишется в социум, найдет способ приложения своих сил, разовьет таланты. Также без правильной сформированности невозможно достичь личных целей, счастья и благополучия.

Результаты формирования, их характеристика

Образовательные

Здесь имеются в виду всестороннее понимание окружающей среды, знакомство с процессами, происходящими в социуме в целом и в его областях (экономике, политике, культуре и др.), расширение кругозора, получение образования, общая эрудированность, а также стремление и создание себе условий для самообразования и саморазвития.

Воспитательные

Это такие факторы, как гражданская позиция и моральные убеждения, патриотизм, уважение к своей истории, народным обычаям, государственным и общественным институтам, труду, социальным группам. Личность сформировала у себя навыки правильных норм поведения, этики. Выработала отношение к совершению тех или иных поступков, их моральную оценку, насколько они приемлемы или нет.

Обучающие

Индивидуум получил багаж знаний из самых разных областей жизнедеятельности, овладел нужными профессиональными и бытовыми навыками, а также навыками для осуществления практической деятельности.

Развивающие

Основное здесь — это благополучная социализация, соответствие личных интересов человека и его приверженности нормам поведения и жизни в обществе. Для гармоничного формирования необходимо также совершенствование здорового и работоспособного организма и развитие умственных способностей, высокой культуры поведения, нравственности, качеств хорошего работника и специалиста.

Разные авторы о термине формирования в педагогике

В 40-е годы XX века ученый-педагог П. Н. Груздев считал формированием только стихийное воспитание, «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности».

Современные авторы по-другому рассматривают эту категорию, считая ее сознательно управляемым процессом развития качеств характера и свойств личности с целью довести их до некого близкого к идеальному или общепринятого образца.

На практике применяются различные способы воздействия на учащегося, чтобы создать у него систему ценностей и отношений, а также необходимых для самореализации и взаимодействия с окружающим миром умений и знаний.

Читайте также  Что такое боковой интервал пдд

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Понятие «формирование» — еще не установившаяся педагогическая категория, несмотря на очень широкое применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Например, известный автор пособий по педагогике П. Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание, «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности» (Груздев П. Н. Вопросы воспитания и обучения. — М., 1949. — С. 14).

Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия — развитие. Синтезируя наиболее

Раздел 1. Общие основы педагогики

устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическую, психическую, духовную, социальную и другие стороны.

Итак, развитие человека — это сложный процесс движения от простого к сложному; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории от старого качественного состояния к новому.

Источник — противоречия, борьба противоположностей.

Условия — взятые в единстве внутренние (самодвижение) и внешние (среда).

Факторы — наследственность, среда обитания, социально-экономические условия, микросреда, воспитание, собственная деятельность.

Взаимосвязь — немыслимо без обучения, образования, воспитания, деятельности и общения.

К педагогическим категориям в некоторых случаях можно отнести и такие достаточно общие понятия, как самовоспитание, саморазвитие, педагогический процесс, педагогическое общение (взаимодействие), продукты педагогической деятельности, социальное формирование, педагогические технологии, учебно-воспитательные инновации и др.

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО

Определенную отрасль знаний называют наукой, когда соблюдаются следующие необходимые условия:

1) четко выделен, обособлен и зафиксирован собственный предмет;

Педагогика как наука и искусство

2) для его изучения применяются объективные методы исследования;

3) зафиксированы объективные связи (законы и закономерности) между факторами, процессами, составляющими предмет изучения;

4) установленные законы и закономерности позволяют предвидеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процессов, производить необходимые расчеты.

Все эти требования в отношении педагогики в той или иной степени соблюдены. Но именно мера соблюдения требований характеризует уровень развитости науки.

Многие теоретики педагогики, следуя принципам классификации наук, установленным немецкими философами В. Виндель-бандом и Г. Риккертом, относят педагогику к так называемым нормативным наукам. Причина этого — особенности познанных педагогикой закономерностей.

Поэтому не снимается с повестки дня вопрос о соотношении науки и педагогического мастерства. Нормы, даже установленные на основе анализа сущностей педагогических явлений, — это всего лишь абстрактные истины. Наполнять их живым смыслом будет думающий творческий педагог. Теория — это абстракция, ее применение — всегда высокое искусство.

Вопрос об уровне теоретизации педагогики, т. е. о том пределе, при котором она еще не упускает из поля зрения человека, но и не слишком возвышается в абстракциях, превращаясь в собрание «мертвых», «безлюдных» схем, очень актуален. Попытки делить педагогику на теоретическую и нормативную (практическую) восходят к прошлому веку. «В том, что касается средств, — читаем в монографии начала XX в., — педагогика — наука теоретическая, так как ее средства заключаются в знании законов, которым подчинена физическая и духовная природа человека; в том же, что касается целей, педагогика есть наука

Раздел 1.-Общие основы педагогики

практическая» (Лапшин И. И. История педагогических теорий. — СПб., 1912. — С. 10).

В ходе продолжающейся и ныне дискуссии о статусе педагогики были предложены различные подходы к анализу и структурированию накопленных наукой знаний, оценке их уровня и степени зрелости самой науки. Для нас важен тот факт, что большинство исследователей во всем мире считают обоснованным и правомерным выделение из обширной области педагогических знаний теоретической педагогики, содержащей базовые научные знания о закономерностях и законах воспитания, образования, обучения.

Понимание педагогики как искусства воспитания продержалось многие столетия; нельзя утверждать, что от него полностью отказались и сегодня. В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания», вышедшей в 1867 г., К. Д. Ушинский подчеркнул: «. Из сказанного вытекает уже само собой, что педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности». Далее уточнил: «Педагогика — не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека» (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. — М.; Л., 1946. — С. 10, 25).

Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения теории и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории, в другом — успех приносят высокое личное мастерство учителя, искусство педагогического воздействия, чутье и интуиция. В последние десятилетия особенно остро ощущалась несогласованность между школьной практикой и педагогической наукой. Последней доставалось за то, что она не снабжает практику прогрессивными

Педагогика как наука и искусство

рекомендациями, оторвана от жизни, не успевает за быстротекущими процессами.

Подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания опирается на научные знания. Если бы кто-нибудь мог достигать высоких результатов без знания педагогической теории, это означало бы ненужность последней.

Но развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качества воспитания. Необходимо, чтобы теория переплавлялась в практические технологии. Пока сближение науки и практики идет недостаточно быстро, многие важные научные знания не востребованы практикой. По оценкам специалистов, разрыв между теорией и практикой сохраняется и по некоторым направлениям достигает 10—15 лет.

Подтверждает это и опыт учителей-новаторов, внедривших в широкую практику зачастую не самые новые, а всего лишь хорошо известные научные разработки. Вот что говорил по этому поводу известный педагог В. Ф. Шаталов: «Если вы глубоко вникните в то, что мы делаем, поймете: все это уходит корнями в нашу классическую педагогику. Есть только элемент совершенствования, улучшения. Ничего более. Я не пытаюсь даже в малейшей степени противопоставить нашу работу всему тому, что достигнуто педагогикой на всем ее протяжении, тысячелетиями» (Учительская газета. 7 октября 1986 г.).

Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое название самой диалектичной, изменчивой науки. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обучающими программами, позволяют успешно справляться с задачами управления учебным процессом, достигнуть высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени. Наметился прогресс и в области создания более совершенных методик воспитания, технологий самообразования и самовоспитания. В инновационных учебных заведениях создаются благоприятные условия для более быстрого проникновения в практику новых научных разработок. Научно-производственные комплексы, авторские школы, экспериментальные площадки — все это заметные вехи положительных перемен.

Как вернуть билет на поезд купленный через сайт ржд?

Ввести пароль, авторизоваться, зайти в Личный кабинет. Нажать на вкладку «Мои заказы». Выбрать нужный заказ, кликнуть на кнопку «Оформление возврата».

Как сесть в поезд по электронному билету?

Посадка в поезд осуществляется только при предъявлении посадочного купона на бланке проездного документа, полученного в кассе (терминале), и документа, удостоверяющего личность, данные которого указаны в электронном билете (в отношении детей в возрасте до 14 лет допускается предъявление нотариально заверенной копии …

Когда приходят деньги за возврат билета ржд?

Деньги за сданные билеты вернутся на банковскую карточку спустя 7 дней после возврата, но не позднее 30 дней. В завершении процедуры возврата выходим из личного кабинета на сайте РЖД.

Можно ли не распечатывать электронный билет ржд?

Электронный билет на поезд распечатывать не нужно, если вы прошли электронную регистрацию. В таком случае при посадке следует предъявить только оригинал документа, удостоверяющего личность, данные которого указаны в билете, и посадочный купон (на экране мобильного устройства или бумажную распечатку).

Как вернуть деньги за билет на поезд купленный через интернет?

Как вернуть билет онлайн, если он куплен на Туту. ру

  1. зайдите в Личный кабинет;
  2. выберите заказ;
  3. в заказе перейдите по ссылке «Выбрать билеты для возврата»;
  4. выберите пассажира, чей билет вы хотите вернуть, или пункт «все билеты из заказа», если хотите вернуть билеты для всех пассажиров;

Можно ли показать билет ржд с телефона?

В большинстве случаев распечатывать электронный билет на поезд РЖД не нужно. Достаточно предъявить проводнику паспорт или иное удостоверение личности, а также показать посадочный талон на экране смартфона.

Читайте также  Lhd что это в автомобиле

Можно ли пройти в поезд с электронным билетом?

Сесть на поезд с ним нельзя: необходимо пройти процедуру электронной регистрации (ЭР) или получить посадочный купон в кассе. На большинство рейсов можно купить билет с уже пройденной ЭР. Информация об этом будет указана на странице заказа. Распечатывать электронный билет не обязательно.

Как долго идет возврат денег на карту сбербанка?

Порядок возврата товара

В первую очередь, срок возврата денег на карту Сбербанка при возврате товара единый абсолютно для всех покупателей — это 40 дней с момента написания заявления.

Куда обращаться если не вернули деньги за жд билеты?

Если кассир отказывается принять проездной документ и вернуть уплаченные деньги, следует обратиться с претензией к перевозчику.

В претензии нужно указать:

  1. Свои паспортные данные, в том числе адрес.
  2. Контактные сведения.
  3. Просьбу о возврате средств.
  4. Причину возврата билета.
  5. Способ возврата денег.

Как вернуть невозвратный билет ржд?

Для этого зайдите в раздел «Заказы» в личном кабинете, выберите нужный билет и нажмите кнопку «Оформить возврат». При этом с вас удержат сбор РЖД за оформление возврата — 2 рубля 20 копеек (с 1 января 2021 года).

Нужно ли распечатывать электронный билет на поезд в Казахстане?

Билет на поезд в Казахстане можно купить через Интернет, на сайте «Казахстан Темир Жолы», первоначально на нем зарегистрировавшись. Если электронный билет с электронной регистрацией, то его достаточно распечатать на бумаге формата А4 или сохранить на смартфоне.

Нужно ли распечатывать билет Укрзализныця?

Купить билеты через Интернет можно через систему онлайн-продажи на сайте «Укрзализныци» — booking.uz.gov.ua. Сейчас после оплаты билета пассажиры должны распечатать квитанцию либо записать её код. … Теперь самостоятельно распечатанный билет не нужно дублировать билетом, распечатанным в кассе.

Нужно ли распечатывать электронный билет кассир?

Услуга e-ticket возможна только при покупке билетов через Интернет с помощью банковской карты. … Обращаем Ваше внимание, что электронный билет необходимо будет распечатать на бумаге формата A4. В случае утраты электронного билета, его можно повторно распечатать, скачав из своего личного кабинета на сайте Kassir.ru.

Как вернуть деньги за электронный билет?

Чтобы сдать электронные билеты онлайн, зайдите в личный кабинет и нажмите «Оформить возврат». Если вы получили билет на бланке в кассе или терминале самообслуживания, сдать его на сайте уже нельзя. Чтобы вернуть распечатанный билет, обратитесь в кассу.

Сколько процентов берут за возврат жд билета?

По правилам возврата жд билетов, выплачивается полная стоимость билета (100% стоимости) и половина стоимости плацкарты (50% стоимости), если пассажир обратился за возвратом от 24 часов до 6 часов до того времени, когда должен отправляться поезд.

Сколько ржд берет за возврат билета?

При возврате билета взимается сбор за возврат в размере 2 рубля 10 копеек. Сбор за возврат не взимается в случае, если поезд был отменен.

РАЗВИТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Формирование

Социализация

Развитие – самое широкое понятие, характеризующее становление личности. Развитие – это процесс количественных и качественных измене­ний наследуемых и приобретаемых свойств индивида.

Уже понятие «формирование». Это процесс развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов (целенаправленных и стихий­ных, позитивных и негативных). Еще уже понятие «социализация». Социа­лизация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагаю­щий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизвод­ство этих отношений. По сравнению с процессом формирования социали­зация хотя и включает в себя как целенаправленные, так и стихийные воз­действия на личность, но ограничивается лишь теми из них, которые носят позитивный характер.

Воспитание – процесс, направленный на усвоение личностью зна­ний и умений, формирование определенных качеств.

РАЗВИТИЕ

На воспитуемого действует множество факторов. Благодаря этим воздействиям человек изменяется, развивается. Развитие – это сложный и противоречивый процесс приобретения человеком новых качеств и их со­вершенствования.

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Ведущим фактором является воспитание, так как оно имеет цель, осуществляется подготовленными людьми и опирается на теорию.

Наследственность – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей.

Среда – это окружающие человека материальные, духовные, при­родные условия его существования, а также совокупность людей, связан­ных общностью этих условий.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Понятия формирования и развития взаимосвязаны, но не тождественны друг другу.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качество, состояние объекта – его состава и структуры.

Развитие – процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований особей с момента их зарождения до конца жизни.

Формирование – придание определенной формы.

Употребление понятий формирование и развитие объясняется стремлением подчеркнуть единство внешних и внутренних процессов изменения качеств личности.

В психологии термин формирование обоснованно употребляется в отношений таких сторон личности как, например, формирование характера, формирование умений, формирование навыков, формирование отношений личности с окружающими людьми и т.п., то есть тех сторон которые обращены

Термин развитие употребляется в отношении способностей, воли, внимания и т.д.

Психолог Роберт Семенович Немов вполне осознанно пишет о формировании и развитии памяти личности (в кн. Психология. Т.1. 1994. – с.207).

В педагогике речь однозначно ведется о формировании и развитии коллектива.

Определяя процесс формирования и развития личности, мы стремимся подчеркнуть единство внешних и внутренних изменений, происходящих с личностью в результате личностно ориентированной воспитательной деятельности.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ

так как есть:

Можно ли считать педагогику наукой? Ответ будет утвердительным, если будут названы:

— специфические, характерные только для педагогики категории;

— объективные законы (закономерности);

— специфические методы исследований.

Все это в педагогике названо. Следовательно, педагогика является наукой. Но возникает вопрос – на каком этапе развития она находится?

И. Марев выделяет этапы развития педагогики:

1 этап – этап накопления фактов (с древних времен до 1632 г.)

2 этап – этап объяснения и обобщения фактов (от Я.А. Коменского до середины 20 века);

3 этап – этап математизации педагогики (с 1948 г. до настоящего времени).

В педагогике формирование — это процесс становления личности. Методы формирования коллектива и личности в педагогике

В педагогике формирование – это целенаправленное воздействие на ученика или студента, осуществляемое преподавателем для создания определённых условий, которые в дальнейшем поспособствуют возникновению у обучающегося новых качеств, знаний и умений. Однако данное определение не единственное. Также формированием является сам процесс становления личности (в данном случае – ученика) под воздействием вышеупомянутых факторов. Впрочем, поскольку данная тема, касающаяся педагогики напрямую, содержит массу немаловажных нюансов, стоит её рассмотреть более подробно.

Центральная проблема

В первую очередь важно упомянуть о том, что в педагогике формирование – это одна из важнейших концепций. Которая является центральной проблемой всей сферы в целом. Ведь преподавательская деятельность направлена не только на ознакомление учеников с предметом и привитие им знаний, его касающихся. Педагоги также влияют на формирование личности каждого из учеников. А ещё помогают им реализоваться и преодолеть стихийность, с которой многие из них впервые сталкиваются именно в период обучения.

В процессе формирования личности есть немало вопросов и нюансов. Преподаватель способен помочь ученикам реализоваться лишь в том случае, если он может в них разобраться. Это является важнейшей теоретической и прикладной частью педагогической деятельности.

Преподаватель обязан знать о роли педагогической системы в образовании, семье и обществе, о протекании процесса формирования отдельных качеств личности, о воспитании, развитии и обучении, а также о возрастных и персональных особенностях учащихся. А ещё, помимо этого, ему должна быть знакома техника индивидуального подхода.

Проблема современности

В педагогике формирование – это процесс становления личности. И его принято рассматривать, как проблему воспитания. И в современном XXI веке она действительно стоит остро.

Всё потому, что сейчас у многих людей появилась тенденция выступать за свободное развитие личности. Некоторые даже всерьёз считают педагогическое воспитание нарушением права ученика/студента быть индивидуальностью. Поэтому преподаватель-профессионал должен грамотно сочетать традиционные методы с современными.

Самоопределение — это важно. Но! Не менее важна интеграция ученика в мировую и национальную культуру, формирование его, как гражданина, а также привитие ему осознания того, что без сотрудничества и взаимопонимания в современном обществе существовать невозможно. Зарубежные концепции интересны, но в неизменном виде и, тем более, целиком в нашу жизнь они не могут быть перенесены. Именно это должны понять в первую очередь родители XXI века.

Культура

Данное понятие очень многогранно. И оно находит отражение в педагогике. Формирование – это сложный процесс. Он подразумевает привитие ученикам эстетических и этических вкусов, а также умение видеть прекрасное в том, что некогда создал человек, или находить это в чём-то другом.

Читайте также  Система esp в автомобиле что это

Почему это важно? Потому что личностью, о формировании которой идёт речь, может стать лишь человек, ставший частью социокультурной жизни. Это ученикам способен донести каждый хороший учитель. В психологии, которая тесным образом связана с педагогикой, под понятием «личность» подразумевается совокупность выработанных человеком предпочтений и привычек, его социальный и культурный опыт, знания, навыки и способность самостоятельно размышлять.

Впрочем, можно выразиться более просто. Личность – это образованный и разумный человек. И цели педагогики заключаются в вызове интереса у учеников ко всему, что поможет им таковыми стать. И в последующем оказании им соответствующей помощи в достижении задуманного.

Хороший учитель содействует развитию задатков, способностей и интересов учащихся, побуждает их к творческой деятельности. Также помогает воспитывать в них отношение к труду, обществу, различным профессиям, родителям, искусству, друзьям, жизни. Но главные цели педагогики заключаются в формировании поведения и сознания.

Процесс воспитания

Итак, выше было понятно рассказано о том, что представляет собой формирование. Это в педагогике определение, которое встречается довольно-таки часто. Поэтому уместно рассказать о том, какие методы должен использовать преподаватель для того, чтобы поспособствовать личностному развитию своих учеников.

Путь к сознанию воспитанников лежит через наглядные примеры. Как выработать в них справедливость, взаимопонимание, уважение, культурность и десятки других качеств? Только донеся их смысл. У учеников должно сформироваться убеждение в том, что все эти качества им нужны. Тогда они сами будут стремиться воспитать их в себе.

И для этого преподаватель должен уметь вызвать в них переживания и чувства, связанные с тем или иным вопросом. Иначе они будут испытывать лишь одну эмоцию – безразличие. Которое тормозит развитие личности.

Прийти к сознанию учеников помогают рассказы на этические темы. Во-первых, детям нравятся интересные истории. Во-вторых, они сами в процессе слушания делают какие-то выводы и анализируют действия героев рассказа. Вследствие чего у них формируется отношение к качествам, показанным в истории. Педагог при этом ничего не навязывает. Личностное отношение у учеников формируется само, под воздействием их собственных впечатлений и переживаний. Это очень эффективный метод. Поскольку он заранее формирует отношение детей к поступкам, которых они пока что не совершили.

Взаимодействие с аудиторией

Его нельзя не отметить вниманием, рассказывая про формирование личности. Это в педагогике очень важно – контактировать с учениками. Поэтому в образовательном процессе имеет место быть диспут. Подразумевается активное обсуждение определённой темы, которую педагог должен заранее подготовить и огласить в классе, чтобы у учеников было время подумать.

Цель диспута заключается в формировании убеждений и взглядов, которое происходит в процессе спора. Который, естественно, построен логически и аргументирован. В споре сталкиваются противоположные точки зрения, выявляются ошибочные мнения. Преподаватель должен контролировать диспут, задавать «правильные» вопросы, наталкивающие на размышление, и уточнять мысли, изложенные учениками.

К слову, это не только влияет на формирование личности ребёнка. В процессе диспута каждый воспитанник учится грамотно выражать свои мысли, строить речь, доказывать правильность собственных суждений и убеждать в ней слушателей.

Психологический аспект

Как уже было сказано ранее, понятие формирования личности в педагогике непосредственным образом связано с психологией. Значит, и методы, применяемые в данном воспитательном процессе, также несут соответствующий характер.

Многие педагоги нередко предлагают своим ученикам решить дилеммы Лоуренса Кольберга. Этот человек является одним из основателей теории нравственности. Он уверял, что в мире нет ничего абсолютно правильного или неверного. Нравственность какого-либо поступка зависит не от его последствий, а от намерений человека. И он был прав.

Дилеммы Кольберга – это гипотетические ситуации. Однако в реальной жизни случаются десятки тысяч идентичных. Нет идеального решения, в каждом есть свои плюсы и минусы. Вот одна из этих дилемм: одна женщина больна тяжёлой неизлечимой формой рака. Ей осталось жить полгода, но она постоянно испытывает сильнейшие боли. Женщина просит своего врача дать ей увеличенную дозу морфия, позволив «уйти». Это противозаконно, однако доктор понимает просьбу пациентки и подумывает выполнить её.

Эта дилемма очень полезна в плане формирования убеждений. Она провоцирует на размышления, вызывает переживания, заставляет учеников задуматься, ставит их на место участников ситуации. Они, в свою очередь, задают себе массу вопросов, которые помогли бы им найти решение и понять, правильно ли оно. Так дети учатся сопереживать, сочувствовать, размышлять и ощущать ответственность.

Коллектив

Это – основная база, за исключением семьи, на которой дети получают свой первый социальный опыт. Именно в коллективе ребёнок начинает своё становление, как личности. К тому же в школе общение планируется и впоследствии направляется высококвалифицированными преподавателями.

Коллектив – это объединение воспитанников, характеризующееся определёнными признаками. Главный из которых заключается в наличии у них общей социально значимой цели – получении образования.

Ещё один принцип подразумевает совместную деятельность коллектива. И отношения ответственной зависимости. Всем известно, что между членами любого коллектива образуется специфическая связь, которая отражает как единство их деятельности, так и переживания с оценочными суждениями.

Последний признак коллектива заключается в наличии общего руководящего органа. В данном случае, естественно, им является преподаватель, который регулирует все психолого-педагогические процессы. Именно учитель формирует здоровый микроклимат в коллективе, способствует доброжелательным отношениям между учениками, помогает им быть сплоченными. И от преподавателя зависит, поймут ли дети, что такое взаимопонимание и взаимопомощь.

Формирование коллектива

Оно зависит, как уже было сказано выше, от преподавателя. Процессу развития школьного коллектива не свойственна стихийность. Он педагогически управляем. И каждый хороший преподаватель следует определённым правилам и методам, особенно если это основные этапы формирования коллектива.

В первую очередь он должен разумно комбинировать педагогическое руководство и естественное стремление учеников к независимости и самостоятельности.

Также рекомендуется периодически менять тактику. Ведь коллектив является динамично развивающейся системой. К тому же речь идёт о детях. Им нужна новизна, и учитель должен постоянно их заинтересовывать.

Помимо этого, процесс формирования в педагогике подразумевает обязательное привлечение семьи, родителей. Что называется координацией воспитательных влияний, которой способствует преподаватель.

Ещё педагог должен держать под контролем и при необходимости корректировать выполнение учениками их обязанностей. За систематическое качественное выполнение всех заданий и участие в жизни школы рекомендуется справедливо вознаграждать воспитанников. Это служит им дополнительным стимулом, а также позволяет убедиться в том, что старания никогда не остаются незамеченными и неоцененными. В то же время педагог обязан быть строгим по отношению к тем ученикам, которые игнорируют свои обязанности. В коллективе должна царить справедливость и компетентность.

Социализация

Именно она происходит в коллективе. Формирование – это в педагогике определение, значению которому отведено немало внимания. Что можно сказать о создании ученического коллектива? Данный процесс крайне важен, поскольку именно в этом обществе дети будут расти как личности и обучаться.

В хорошем коллективе программа этического воспитания реализуется в полном объёме. У детей формируются мнения о нормах межличностных отношений, они усваивают формы выражения просьбы, приветствия и обращения, учатся правильному поведению, грамотной речи. В дальнейшем у них развивается умение взаимодействовать с другими людьми. Они адаптируются к ним, пробуют приобретённые коммуникативные навыки и качества. А ещё дети начинают сочувствовать и сопереживать людям, животным, растениям, часто даже пытаются искать пути сотрудничества с родителями.

Происходящие изменения

Методы формирования коллектива в педагогике переплетаются с принципами, которым следует преподаватель в индивидуальной работе с воспитанниками. Как бы то ни было, высококвалифицированный специалист в итоге добивается впечатляющих результатов. У учеников формируется новый уровень аффективно-потребностной и познавательной сферы, возникают устойчивые формы деятельности и поведения, развивается общественная направленность и индивидуальный характер. В ходе чего каждый из них преображается. Потому что развитие личности подразумевает происхождение изменений в психике, а также в духовной и интеллектуальной сфере ученика.

К позитивным преобразованиям относится улучшение памяти, характера, мышления и воли. Сюда же относится обретение, расширение и последующее углубление знаний, некий интеллектуальный рост. Естественно, всё это сопровождается изменением сознания и нравственным становлением.

Если выражаться научным языком, то ученик начинает превращаться в субъект общественной деятельности и межличностных отношений. И он не просто переходит с более низкого уровня на ступень повыше. Количественные изменения диалектически переходит в качественные преобразования духовных и психических характеристик воспитанника.

Это и есть социализация. Юный член общества учится усваивать ценности, нормы, установки, перенимает образцы поведения, воспроизводит приобретённый жизненный опыт. И этот процесс не прекращается. Социализация длится в течение всей жизни. Но начинается она ещё в школе, и держится под контролем небезразличных профессионалов-преподавателей, от которых во многом зависит, какими в будущем станут их воспитанники.