Рефлексия что это в педагогике

Педагогическая рефлексия как междисциплинарное понятие Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расковалова Ольга Сергеевна

Данная статья раскрывает понятие рефлексия как междисциплинарное понятие. Анализируются понятия » рефлексия «, » критическое мышление «, » рефлексивный процесс «, » обучение рефлексии «, » педагогическая рефлексия «, » рефлексия в психологии», » рефлексия в философии». Обнаружены и раскрыты цели и задачи рефлексивного обучения, которые достигаются на основе использования методик обучающих рефлексии в образовательном процессе на базе учебных занятий образовательного учреждения, а также на базе внеклассных мероприятий. Проведена и апробирована авторская методика их использования. Проведен эксперимент с использованием указанных методик: анкетирование, опросы, внеклассные дискуссии. В заключении представлены результаты, где показана эффективность выбранных методик в образовательном процессе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Расковалова Ольга Сергеевна

Pedagogical reflection as an interdisciplinary concept

The present article reveals the notion of reflexion as an interdisciplinary factor. Such notions as reflexion and critical thinking , reflexive process , teaching reflexion , pedagogical reflexion , reflexion in psychology , reflexion in philosophy were analysed. The targets and objectives of reflexive studying that are achieved on the basis of the reflextion teaching approaches during the process of studying with the help of class lessons and extra-curricular activities was discovered and revealed. The author’s methodology of their use was performed and tested. The experiment was performed with the use of the following methods: questioning, surveys, extra-curricular discussions. In conclusion, the efficiency of the chosen methods and their influence in studying was demonstrated.

Текст научной работы на тему «Педагогическая рефлексия как междисциплинарное понятие»

В заключение, высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая — физическая культура — направлены на приоритетное совершенствование личных способностей студента, формирование его как гражданина, интеллигента, специалиста, что закреплено и конкретизировано рядом легитимных документов нашего государства.

Вузам и кафедрам физического воспитания предоставлены широкие возможности для творческих инициатив, использования инноваций с учетом специфики, уровней притязаний учебного заведения, контингента студентов, преподавателей,тренеров, климатических и географических условий.

Представляется важным использовать результаты настоящей работы как рекомендации для кафедр физического воспитания экономических вузов по формированию образовательных компетенций у студентов специальности маркетинга посредством физической культуры с использованием спортивной борьбы дзюдо.

Физическая культура, органически вплетаясь в профессионально-производственные, экономические, общественные отношения людей, оказывает на них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую миссию, что сегодня, в период реформ высшей школы и пересмотра сущности предшествующих концепций, особенно важно и значимо.

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / пер. с англ. — М.: Вильяме, 2010. — 656 с.

2. Приказ Минобразования России от 1 декабря 1999г. №1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования»

3. Виленский М.Я., Ильинич В.И., Физическая культура работников умственного труда. — М., 1987.

4. Официальный сайт о дзюдо Россия [Электронный ресурс]. — Режим доступа, http://www.judo.ru/ свободный. — Загл. с экрана.

5. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/. Дзюдо, свободный. — Загл. с экрана.

6. Сайт о дзюдо (англоязычный) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.judoinfo.com, свободный. — Загл. с экрана.

7. Селицкий К.Ю., Философия дзюдо [Электронная версия книги]. — Режим доступа: http://www. masters, donntu. org/2009/fem/seMckü/ind/ index.htm, свободный. — Загл. с экрана.

8. Введение в теорию маркетинга : учебное пособие / В.И. Дорошев. — М. : Инфра-М, 2009.

9. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. — М., 1978. Ю.Евсеев Ю.И. Физическая культура : учебное пособие. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. — 384 с.

11. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. -М.,1993.

12.Беляев B.C., Михеев А.И. Здоровье и личностные качества — важнейшие факторы конкурентоспособности специалиста в условиях рыночной экономики : материалы Региональной межвузовской научно-практической конференции. — Рос-тов-н/Д., 1995.

Q- Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статью включен материал по проблеме развития информационно-образовательной среды вуза в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Приводятся наиболее актуальные точки зрения на организацию обучения студентов в информационной образовательной среде, такие как необходимость ориентироваться при обновлении ИОС на профессиональные стандарты, обеспечивать информационную безопасность, соблюдать приоритет системности, реализовать парадигму смарт-образования. Рассматривают возможности их воплощения в ИОС педагогического вуза.

Ключевые слова: педагогические технологии; информационная образовательная среда; информационные образовательные технологии.

УДК 378.14.014.13 ВАК РФ 13.00.08

© Сеногноева Н.А., 2018

СЕНОГНОЕВА Наталия Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, кафедра Профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург senna taiiya2005iS>yan dex. ru

Рефлексия в педагогике: понятие, компоненты и функции

С философской точки зрения рефлексия представляет собой размышление индивида о самом себе, самонаблюдение, анализ продуктов собственной активности и их переосмысление, изучение своих эмоций и мыслей, обращение сознания внутрь себя и размышление о личном внутреннем состоянии. Рефлексию можно определить как формирование нового знания в сознании человека.

Что же такое рефлексия в педагогике? С точки же зрения психологии рефлексия рассматривается в качестве процесса самопознания личностью своих внутренних психических состояний. Социальная психология определяет рефлексию не просто в виде понимания себя самого субъектом, но и как осознание его оценивания и восприятия другими людьми. Такое осознание является следствием наличия способности индивидуума ставить себя на чужое место и понимать позицию другого человека.

Рефлексия представляет собой личностное свойство, являющееся значимым аспектом развития личности и формирования ее цельной психической культуры. Понятие рефлексии начало активно применяться в рамках педагогики только в последние несколько десятков лет. Этот факт обретает дополнительную необычность, если учитывать то, что педагогика по своей сути является понятием, которое носит рефлексивный характер. Это наблюдается в стремлении педагога посмотреть на процесс обучения глазами учащихся, оценить происходящее с их точки зрения и пытаться учитывать ее и внутренний мир воспитанников в дальнейшем.

Взаимодействуя с ребенком, педагог оценивает свои действия в рамках организации процесса в качестве одного из участников данного взаимодействия. В ходе педагогической рефлексии педагог смотрит на происходящее со стороны коллег-педагогов и воспитанников, рассматривает собственную деятельность с точки зрения определенной педагогической ситуации и технологий, а также идентифицирует себя с содержанием педагогического взаимодействия.

Главная цель процесса педагогического воздействия представляет собой достижение развития. Данный процесс является, в основном, внутренним и справедливо оценивать его может лишь непосредственно субъект такого воздействия. Оценивание продукта взаимодействия, действенности способа развития и саморазвития осуществляется субъектом путем погружения в себя, и самоанализа, другими словами с помощью рефлексии.

Рефлексия в педагогике определяется в качестве непосредственного процесса, а также как результат фиксирования субъектами степени своего развития, саморазвития и того, что стало их причиной. Ход педагогической рефлексии подразумевает под собой самооценку и взаимоотражение членов данного педагогического процесса и взаимодействия, осознание педагогом особенных аспектов внутреннего мира и состояния развития ученика и, соответственно, наоборот.

Рефлексивные компоненты

Педагогический процесс в практическом смысле предполагает обмен деятельностью, происходящий между педагогом и воспитанниками, по этой причине существуют так называемые рефлексивные компоненты.

Читайте также  Как работает датчик движения

Рефлексивные компоненты — это основные компоненты, которые включает в себя педагогическая рефлексия:

  • рефлексию деятельности учащихся педагогом;
  • рефлексию педагогом собственной педагогической работы;
  • рефлексию педагогического взаимодействия педагогом;
  • рефлексию учащимся собственной деятельности;
  • рефлексию деятельности педагога учащимся;
  • рефлексию учащимся взаимодействия с педагогом.

Педагогический процесс осуществляется педагогом с целью развития воспитанников, по этой причине каждая из составляющих элементов рефлексии в педагогическом процессе основываются на прямой рефлексии воспитанника собственной деятельности в приведенном процессе. Этот факт делает целесообразным процессы рефлексии взаимодействия и рефлексии работы педагога.

Функции рефлексии

Рефлексия в рамках процесса педагогического взаимодействия представляет собой первый по значимости элемент, способствующий обретению максимальной эффективности развития и саморазвития каждого из участников. Рефлексия выполняет перечень приведенных ниже функций:

  • диагностическую функцию, смысл которой заключается в определении уровня развития участников педагогического процесса, а также их взаимодействия и степень его действенности;
  • проектировочную, основывающуюся на проектировании и моделировании деятельности, а также на тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса;
  • организаторскую функцию, дающую возможность организации максимально эффективной деятельности, продуктивного взаимодействия педагога с учащимися;
  • коммуникативную функцию, представляющую собой одно из наиважнейших условий эффективного общения педагога с его воспитанниками;
  • смыслотворческую функцию, которая способствует формированию в сознании участников процесса смысловой основы их собственной деятельности и взаимодействия;
  • мотивационную функцию, которая задает направленность, характер и результативность деятельности, а также взаимодействия педагога и воспитанников;
  • коррекционную функцию, смысл которой заключается в провоцировании участников процесса на корректировку своей деятельности и взаимодействия.

Выделение и осуществление данных функций помогают увеличивать степень развивающего потенциала рефлексии в процессе педагогического взаимодействия, а также способствуют нахождению процедуры максимально рефлексивной деятельности.

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • «Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
Читайте также  Климат контроль в машине что это

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал.
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

  • Анкета

  • «Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

  • Акрослово

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

О — олицетворяет справедливость

Л — луна, черный пудель и «чертовщина»

А — антипод Иешуа

Н — не абсолютное зло

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним «но»! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: «У одного учителя красный листочек означает «все понял», у другого — «ничего не понял», у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?» Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Рефлексия в педагогике

  • Что такое рефлексия в педагогике
  • Основные компоненты рефлексии
  • Функции рефлексии

Что такое рефлексия в педагогике

Рефлексия в педагогике — это процесс самооценки или самопознания. Особенностью рефлексии в педагогике является двусторонний характер: рефлексия со стороны педагога и ученика. Это обусловлено взаимосвязью педагог-учитель, без которой познание нового материала не может быть успешным. Объединены данные понятия общей целью: сделать процесс обучения качественным.

Поскольку ведущим звеном в педагогике является учитель, то установку на самооценку делает он. Установка на самопознание может быть сделана на любом этапе обучения: начало урока, середина или конец. Главным здесь является осознание способностей учащихся, их мотивированности и сформированной учебной базы.

Не исключением является и дошкольное образование. Задача воспитателя — развитие личности. И для ее реализации используется тот же принцип, что и в других образовательных учреждениях.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Рефлексия в педагогике имеет некую структуру, что при правильном подходе дает положительный результат.

В ситуации, когда имеется установка со стороны всех участников образовательного процесса на самооценку, происходит «рефлексивная дуга». Это периодический и системный анализ собственного результата и причин, повлиявших на него.

Групповая рефлексия начинается с индивидуальной. Здесь можно выделить следующие ее виды:

  1. Кооперативная, что подразумевает «выход» за пределы обучения. Здесь осуществляется оценка уже выполненной работы.
  2. Коммуникативная — это значимая составляющая не только взаимодействия, но и обучения. Она позволяет увидеть себя глазами другого
  3. Личностная основана на самоанализе собственной деятельности.
  4. Интеллектуальная рефлексия — процесс обработки знаний об изучаемом объекте и способов дальнейшей работы с ним.

Основные компоненты рефлексии

Педагогическая рефлексия является многокомпонентной. Если говорить о педагоге, то ему приходится анализировать не только собственную деятельность, но и деятельность ученика, а также полученный результат. Рост положительной динамики осуществляется, когда каждый участник процесса осмысляет поведение и работоспособность друг друга во время обучения.

Таким образом, в данном случае выделяют следующие компоненты самопознания:

  • оценка педагогом работоспособности учащихся;
  • оценка педагогом своей педагогической деятельности;
  • осмысление участниками процесса обучения совместной деятельности;
  • оценка учащимся собственной деятельности;
  • оценка учащимися деятельности педагога.

Анализ представленных компонентов осуществляется сторонами не сразу. Его появления носит закрытый характер. На всеобщее усмотрение выносится по инициативе педагога при условии взаимопонимания и доверия между педагогом и обучающимися. Желание осмыслить полученный результат обучения говорит о заинтересованности сторон в обучении, о желании работать над собой.

Функции рефлексии

О значимости самоанализа в педагогике стали говорить сравнительно недавно. Но этого было достаточно, чтобы понять, что без этой составляющей сложно мотивировать участников педпроцесса на работу.

Для этих целей были выявлены определенные функции рефлексии.

Для выявления степени обучения учащихся определена диагностическая функция. За ней следует проектировочная, что позволяет продумать дальнейшие действия. После того, как сделано проектирование, стоит продумать организацию работы. На этапе реализации задуманного не обойтись без коммуникативной функции. Общение — это основа любого обучения. После общения со сверстниками или с педагогом должно прийти осознание смысла предполагаемой работы. Если будет осознана значимость, то проявится и мотивация. При наличии мотивации всегда можно продумать коррекцию знаний, если возникнет такая необходимость.

Рефлексия в педагогике: что это и какие элементы включает?

С позиции философии, рефлексия представляет собой мысли человека о самом себе, наблюдение, самоанализ, переосмысление собственных поступков, изучение ощущений и переживаний. Также можно сказать, что рефлексия – это формирование нового понятия о самом себе.

Но, что представляет собой рефлексия в педагогике. С позиции психологии рефлексия рассматривается в виде процесса самопознания личностью внутреннего психического состояния. В случае с социальной психологией, то речь идет не только о самопознании себя, но и оценке восприятия окружающими людьми. Такое является возможным, благодаря умению человека ставить себя на место окружающих.

Читайте также  Что такое лямбда в автомобиле

Но в педагогике рефлексия стала использоваться только последние несколько лет. Что весьма необычно, учитывая то, что педагогика носит рефлекторный характер. Это объясняется тем, что учитель всегда стремится стать на место ученика, увидеть ситуацию его глазами, чтобы выбрать правильный путь его развития.

Взаимодействуя с учеником, учитель оценивает свои поступки и действия в данный момент в качестве одного из участников происходящего. Во время педагогической рефлексии, учитель наблюдает за происходящим со стороны других педагогов, оценивает собственную работу.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Основная задача педагогического взаимодействия – достижение максимальной степени развития. В большей степени этот процесс является внутренним и рационально оценить его сможет только один из субъектов происходящего.

В ходе процесса происходит самооценка, взаимо отражение, осознание учителем некоторых аспектов своей работы.

Основные элементы и функции рефлексии

  • Рефлексия работы учащихся преподавателем;
  • Рефлексия преподавателем личных действий;
  • Рефлексия учеником своих действий;
  • Рефлексия работы учителя учеников;
  • Рефлексия воспитанником взаимодействия с учителем.

Педагогический процесс производится учителем с целью развития учащихся, поэтому каждый элемент основывается на прямой рефлексии между всеми субъектами. Он направлен на достижение максимальной степени саморазвития и развития каждого из субъектов взаимодействия.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Что касается функций педагогической рефлексии, то это:

  • Диагностика, для определения степени развития воспитанников, степени действенности используемых приемов;
  • Проектирование, основывается на воссоздании работы;
  • Организация, чтобы преподаватель смог правильно выстроить процесс взаимодействия между преподавателем и учеником;
  • Коммуникация, которая считается одним из основных условий для эффективного взаимодействия;
  • Творческая составляющая, которая позволит создать в уме воспитанников смысловой базы;
  • Мотивация, позволяющая создать направленность и характер труда;
  • Коррекция для изменения, улучшения успехов ученика.

Выделив и выполнив данные функции, можно увеличить степень развивающего потенциала в процессе педагогического взаимодействия. Кроме того, педагоги смогут определить процедуру рефлексивной работы лучшего типа.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Отзывы студентов о нашей работе

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Принимаем к оплате

Рефлексия в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие рефлексии

В философии рефлексия — это размышление индивида о себе самом, самонаблюдение, анализ собственных действий, эмоций и мыслей, обращение сознания внутрь себя и размышление о личном внутреннем состоянии. Рефлексия является порождением нового знания в человеческом сознании.

В психологии рефлексия рассматривается как процесс самопознания внутренних психических состояний субъектом. В психологии социальной рефлексия представляет собой не просто знание, понимание субъектом себя самого, но и осознание оценки и восприятия его другими людьми. Это способность отражать мысленно позицию другого человека с его позиции.

Рефлексия является личностным свойством, представляющим собой важный фактор развития личности и построение цельной психической культуры человеческой личности. Понятие рефлексии в педагогику начало активно входить только последние десятилетия. Это не смотря на то, что педагогическая деятельность, по сути, имеет рефлексивный характер. Он проявляется в том, что, в процессе организации деятельности учащихся, педагог стремится увидеть себя и свои действия глазами воспитанников, учитывать в работе их взгляды и внутренний мир. Организуя взаимодействие с ребенком, педагог ставит себе оценку как участнику этого взаимодействия и диалога. Педагог в процессе педагогической рефлексии идентифицирует себя с содержанием педагогического взаимодействия, с определенной педагогической ситуацией, с воспитанником, с коллегами-педагогами, с разными моделями деятельности и педагогическими технологиями.

Доминантой процесса педагогического воздействия является развитие. Это процесс преимущественно внутренний и судить о нем может в первую очередь субъект развития и деятельности. Оценка результатов, эффективности развития и саморазвития реализуется субъектом посредством самонаблюдения, и самоанализа, то есть через рефлексию.

Готовые работы на аналогичную тему

Соответственно, рефлексия в педагогическом процессе представляет собой непосредственный процесс, а также результат фиксирования субъектами уровня своего развития и саморазвития, причин этого.

Педагогическая рефлексия предполагает взаимооценку и взаимоотображение участников педагогического процесса и взаимодействия, понятие педагогом внутреннего мира и состояния развития ученика и, соответственно, наоборот.

Компоненты рефлексии

Педагогический процесс на практике предполагает обмен деятельностью между педагогом и воспитанниками, поэтому рефлексия в педагогическом процессе включает следующие основные компоненты:

  • рефлексию деятельности учащихся педагогом;
  • рефлексию педагогом собственной педагогической работы;
  • рефлексию педагогического взаимодействия педагогом;
  • рефлексию учащимся собственной деятельности;
  • рефлексию деятельности педагога учащимся;
  • рефлексию учащимся взаимодействия с педагогом.

Педагогический процесс реализуется педагогом для развития учащихся, поэтому все составляющие элементы рефлексии в педагогическом процессе обусловлены непосредственной рефлексией воспитанника собственной деятельности в этом процессе. Это делает целесообразным рефлексию взаимодействия и рефлексию работы педагога.

Функции рефлексии

Рефлексия в процессе педагогического взаимодействия является первостепенным условием для оптимизации развития и саморазвития всех участников данного процесса. Рефлексия выполняет следующие функции:

  • диагностическую функцию, которая заключается в констатации уровня развития участников педагогического процесса, а также их взаимодействия и уровень его эффективности;
  • проектировочную, которая предполагает проектирование и моделирование деятельности, тесное взаимодействие участников педагогического процесса;
  • организаторскую функцию, способствующую организации наиболее эффективной деятельности, продуктивного взаимодействия педагога и учеников;
  • коммуникативную функцию, которая является одним из важнейших условий общения педагога и воспитанников;
  • смыслотворческую функцию, позволяющую сформировать в сознании участников процесса смысловой основы их собственной деятельности и взаимодействия;
  • мотивационную функцию, которая задает направленность, характер и результативность деятельности, а также взаимодействия педагога и воспитанников;
  • коррекционную функцию, побуждающую участников процесса корректировать свою деятельность и взаимодействие.

Выделение и реализация данных функций способствуют повышению уровня развивающего потенциала рефлексии в процессе педагогического взаимодействия, помогают определить процедуру самой рефлексивной деятельности.